Велосипед зимой? Можно!

Велосипед зимой? Можно!

В стране и миреСпорт
Вам никогда не приходилось, неспешно обгоняя лыжников на велосипеде, ловить на себеудивленные взгляды? Если приходилось, то вы уже знаете, что зимнее катание совсем не похожена обычные весеннее-летние покатушки, хотя бы потому, что оно – зимнее. Другая дорога, другаядинамика движения, другая одежда… Предлагаю ознакомиться с 16-ю причинами, почему зимой на байке лучше!
Зимой нет комаров.
Снег зимой гораздо приятнее дождя летом.
Стекла, гвозди, колючки и консервные банки зимой прячутся под снег и не прокалывают колеса.
Бревна присыпаются снегом и превращаются в бугорки, а не в сложные препятствия, особенно, если ты только учишься через них перепрыгивать.
На мягком снегу резина изнашивается гораздо меньше, чем на жестком асфальте.
Зимой, из-за обилия снега байк очень легко очищается от летней грязи, сберегая велосипедисту массу времени.
Мороз зимой переносится гораздо легче, чем жара летом. С ним легче бороться путем увеличения темпа езды. Летом же, интенсивная работа мышц только усугубляет ситуацию.
Зимой меньше хочется пить.
Ни одна любящая жена байкера не сможет отказать в покупке дорогостоящих дисковых тормозов, так как обычные зимой тормозят очень плохо.
Падать на мягкий снег зимой гораздо приятнее, чем на твердую почву летом.
Если же все-таки байкер ударится зимой, то можно сразу приложить к больному месту холодный снежок или ледышку, многократно облегчая страдания.
Адреналина в крови от езды по снегу выделяется гораздо больше, чем при езде по летней грязи.
Зимой в лесу гуляет меньше народа, да и темнеет быстрей, а потому пешеходы значительно раньше возвращаются домой, освобождая байкеру тропинки.
Зимой собаки бегают по снегу гораздо хуже, чем по летней траве и грязи.
Объезжать лыжников гораздо легче, чем пешеходов, а средняя скорость езды велосипеда по лыжне примерно в 2 раза выше аналогичной на лыжах.
Зимой очень легко можно начать «моржевать», просто катаясь по льду реки или переезжая через ручейки по обледенелым мостикам без перил.
И это отнюдь не все преимущества зимы. Но есть и видимые недостатки. Зимой практически невозможнодолго кататься, хотя бы из-за того, что холодно, а соль, обильно покрывающая дороги зимой, за считанныенедели может уничтожить ваш байк, если вы не будете принимать никаких защитных или профилактических мер.И не только это.

Но не даром говорят, что «охот пуще неволи», тем более что яростная война с сугробами, снег,летящий в лицо, балансировка на льду, хруст шипов, угрызающихся в лед, добавляют изрядную порцию адреналинав кровь не хуже, чем прыжки с трамплинов или спуск с горы в более теплое время года. Поэтому зимний байк,как это ни странно звучит, относительно редкое, но все же реальное и вполне допустимое явление в наших широтах.

Особенности русской зимы (с точки зрения байкера).

Зима в России – это зима, а значит, холодно. Температура воздуха зимой может и не достигатьпресловутых минус 30 градусов по Цельсию, когда даже не всякий опытный лыжник решится выйти из дома, аколебаться где-то в «разумных» пределах «+5» – «-5». Но даже при такой температуре холод способенпричинить байкеру немало хлопот.

И какая зима без снега? Разве что африканская. Но речь-то идет о русской зиме, а значит,обязательно снег, да к тому же в силу резких колебаний температуры – это то сугробы в человеческий рост,то жидкая грязь, то присыпанный снегом лед. А если лед, то, следовательно, обилие соли на городских улицах.И даже в пригородных лесах и парках зимой можно найти на тропинках следы соли.

А что касается спортивной специфики зимы, то зима – время для лыж, а потому очень часто натропинках лесопарков, кроме обычных людей, с детьми на санках, нередко можно встретить проносящихся вовсю ширину дорожки «коньковым ходом» лыжников. Такие спортсмены нередко вызывают недовольство у пешеходов,а что же тогда говорить о велосипедистах? Мало кто ожидает увидеть зимой в лесу героя на велосипеде,поэтому, если велосипедист не будет предельно внимательным, могут произойти всякие неприятности.

Учитывая эти и многие другие особенности, можно сделать вывод, что зимнее время года предъявляетособые требования к подготовке велосипеда, его хранению, обслуживанию, настройке и комплектации, да и в первуюочередь к самому байкеру. А потому рассмотрим некоторые детали, способные существенно облегчить жизнь любителюзимнего катания на велосипеде.

Это должен знать каждый байкер, катающийся зимой
Экипировка. Начнем, пожалуй, с того, что, катаясь зимой, необходимо особенно тщательно подбирать одежду.Естественно, необходимо одеваться так, чтобы не замерзнуть, но, поскольку влага очень быстро вытягиваеттепло из тела, не стоит одеваться слишком тепло. Верхняя одежда должна быть достаточно свободной для того,чтобы под неё можно было надевать защиту и при этом не стеснять движения. Одновременно верхняя одежда не должна«парусить», попадая при этом в цепь и разные узлы велосипеда (иногда, чтобы избежать этого, байкеры подвязываютширокие штанины шнурками. Также необходимо предусмотреть защиту от обморожения кожи лица, ушей, голова(для этого существуют специальные балаклавы), совместив все это с очками и шлемом.

Отдельная проблема – защита кистей рук и ступней. Перчатки должны не только обеспечивать защиту отхолода (а пальцы – один из наиболее подверженных обморожению участков тела), но и позволять легко манипулироватьманетками. Очень неплохо возить с собой запасную пару перчаток, а то и сразу две. Перчатки для катания стоитвыбирать таким образом, будто на улице на 10-15 градусов холоднее чем в настоящий момент. А запасные шерстяныеноски в зимнем катании – это святое (опять же, лучше возить с собой две пары запасных шерстяных носков), выведь не собираетесь болеть после каждой покатушки…

Что касается верхней одежды, то опытные байкеры одеваются «слоями». Так можно максимально точнорегулировать температуру, снимая или надевая «слой». Если одеваться в три слоя, то первым будет нательноесинтетическое бельё из мембранной или полумембранной ткани (существует специальное термобелье, комплекткоторого стоит в пределах 1000-3000 рублей). Хлопковое бельё – хуже, так как хлопок впитывает и удерживаетвлагу, из-за чего человек начинает быстро мерзнуть. Второй слой рассчитан именно на утепление – это свитер(или несколько свитеров) из ткани наподобие флиса или полартека, но также подойдет и шерсть. Сверху, третьимслоем, необходимо надеть непродуваемую и дышащую ветровку из Windstopper-а или любой другой мембранной ткани.

Обувь для зимнего катания – отдельный разговор. Спортивные туфли под контактные педали обычноне рассчитаны на холодную погоду, к тому же в контактных педалях есть защелка, которая фиксирует шип наботинках, а при попытке покататься по сугробам, она очень быстро забивается снегом, что мешает пристегиватьсяи отстегиваться от педалей. Кроме того, это очень неудобно и даже более того – опасно, поэтому многиекатаются в обычных зимних ботинках или кроссовках, отказываясь от контактов. Естественно, выбираетсяудобная и теплая обувь с нескользкой подошвой, лучше всего с рифленой. Существует вариант специальныхутеплителей обуви – бахил – чехлов из материала, держащего тепло.

Кстати, вы же не собираетесь ехать без шлема? Чем грозит катание без шлема должно быть и так ужедостаточно ясно, тем более, что теперь вы рискуете удариться головой не только о грунт, а о ледяную поверхность,да и возможных опасностей на дороге зимой тоже прибавляется. Катаясь зимой в шлеме, очень не помешает одетьподшлемник (когда погода потеплей и нет сильного ветра, в качестве подшлемника лучше всего использовать бандану,а когда на улице мороз, то желательно найти что-нибудь потеплей, например, спортивную лыжную шапочку из тонкойткани). Чтобы не мерзло лицо, можно совместить подшлемник со специальной маской из теплой ткани – балаклавы.

Очки для зимнего катания на велосипеде вещь необходимая. Можно использовать обычные очки:они спасут глаза от снега и летящих острых осколков льда, а заодно от «снежной слепоты». При выборе очковстоит обязательно обратить внимание на то, чтобы дужки были изготовлены не из металла, потому что металл наморозе легко «приклеивается» к коже.


Но одежда – это только полдела. Не менее жесткие требования предъявляет зима и к вашему велосипеду...
Велосипед. Байк при пониженной температуре, ведет себя не естественно: смазка густеет, препятствуянормальной работе узлов, густеет также масло в амортизаторах, вызывая неточною их работу. Перед холодамирекомендуется заменить масло в амортизаторе на специальное – зимнее (с низким уровнем вязкости), аесли установлены эластомеры, заменить их на пружины, либо установить самые мягкие из имеющихся. Амортизаторывоздушные-масляные или пружинно-масляные зимой ведут себя гораздо лучше пружинно-эластомерных. У воздушно-масляныхвилок на холоде уменьшается жесткость, из-за того, что воздух при низкой температуре имеет свойство сжижаться,а значит, имеет смысл перед катанием подкачать немного воздуха.

Для зимних покатушек рекомендуется использовать специальные чехлы, прикрывающие рабочую поверхностьног, – гофры. Они помогут избежать порчу высокоскользкого тефлонового покрытия. Такие чехлы можно купитьпрактически в любом велосипедном магазине.

И отдельно о защите байка: если вдали от проезжих дорог можно вообще обойтись без крыльев, то на дорогахкрылья необходимы! И чем длиннее они будут (естественно в разумных пределах), тем лучше. Заднее крыло имеет смыслнарастить аж до передней каретки. Наращивать крылья можно вырезав соответствующие «брызговики» из пластиковых канистр.

Вследствие активного налипания снега на металл значительно хуже работает механика байка, а потомунеобходимо использовать специальные – холодо- и водо- стойкие смазки.

Скорости переключаются на порядок хуже, чем в теплое время года, чаще приходится чистить и смазыватьцепь, При совсем уж тугом переключении скоростей следует смазать тросики, однако, необходимо учитывать, чтосмазка для «рубашек» должна быть максимально жидкая и холодостойкая, чтобы не замерзнуть с тросом.

Обязательно надо содержать в порядке все резиновые уплотнители, предотвращающие загрязнение, особенноэто требование относится к уплотнителям на заднем переключателе, как расположенных наиболее низко и более всегоподвергающихся воздействию соли.

Стоит обратить внимание на подшипники. Переберите все узлы, которые их содержат, а также тормоза, если онине гидравлические, а обычные V-brake.


Не стоит забывать, что при тренни о мокрую поверхность, тормозные колодки стираются гораздо быстрее.А зимой обода будут мокрыми всегда. Так что не стоит забывать почаще осматривать и при необходимости регулироватьтормоза ( в первую очередь это касается, конечно, V-brake). Также выпускаются специальные колодки для мокрой погодыи снега, которые обеспечивают большую эффективность торможения, правда такие колодки быстрее стирают обода.Дисковые тормоза значительно более надежны, так как их работа мало зависит от окружающих погодных условий, а потому велосипед,экипированный дисковыми тормозами, ведет себя в условиях зимы гораздо «послушней».

Рама, как основа байка, заслуживает особого отношения. Алюминиевые рамы становятся хрупкими на морозе,а карбоновые чувствительны к резкому перепаду температур. Очень желательно перед выносом велосипеда на мороз,подержать его 10-15 минут в парадном подъезде для привыкания рамы к низкой температуре. А после поездки, преждечем закатить байк в теплое помещение, подождать ещё минут 10-15 (за это время можно веником счистить снего всю грязь и снег).

Стальные и хромомолибденовые рамы склонны к коррозии, особенно при контакте с солью. Основными очагамикоррозии становятся всевозможные царапины, вмятины и сколы. Их надо зачистить, обезжирить, загрунтовать и покрасить.

Резьбовые соединения желательно покрыть графитовой смазкой. Цепь же стоит смазывать ею только приочень низких температурах (типа -20, -30; хотя я немного сомневаюсь, что вы поедете кататься при минус 30 :-)).Лучше использовать тефлоновую смазку, причем наносить её тонким слоем, чтобы она не собирала на себя грязь. Учтите,что зимой ресурс цепи сокращается в 2-3 раза. Можно продлить жизнь и цепи и звездам, купив три цепи и используяих «по кругу». То есть ставите первую цепь, через две недели (или месяц, в зависимости от интенсивности катания)вторую, потом третью. И по второму кругу. Впрочем, практика катать на трёх цепях характерна не только для зимы.

Большинство велокомпьютеров также не рассчитаны на работу при отрицательной температуре, так же каки большинство фонарей и фар. Элементы питания в мороз садятся быстрее, жидкокристаллические экранымедленно воспроизводят информацию. Не удевляйтесь, если переключение функций велокомпьютера происходит сзаметным подтормаживанием.

Ну а теперь и о самом интересном – о зимних покрышках. Агрессивные покрышки, с торчащими зубьямишипов – предмет мечтаний каждого байкера зимой. При этом ширина шин должна быть соответствующей раме. Однако,стоит заметить, что шипы на покрышках не обязательно должны быть металлическими. Так, если в основном выкатаетесь в лесу, то не имеет смысла покупать шиповку, лучше приобрести злую резину с ярко выраженнымирезиновыми шипами, типа Panaracer ICE SPIKER или Maxxis WET SCREAM. Ну а если вы желаете ездить по асфальту,и удивлять всех автомобилистов вставая в «stoppy» на льду, то ваш выбор – шиповка Nokian (Extreme W296 илилучше Hakka WXC-300, в них используются металлические шипы с победитовыми наконечниками,очень устойчивыми к износу).

Стоит изменить и давление в шинах, оно должно подбираться индивидуально, исходя из стиля и местапокатушек. Вообще же зимой ездят на немного приспущенных колесах.

После покатушек
У разных людей разное отношение к гигиене. И у разных байкеров разные взгляды на то, как поступать с байком повозвращению с поездок по снегу или по льду. Одни просто ждут, чтобы снег оттаял сам, а потом вытирают тряпкой.Другие же ставят велосипед в ванную и моют под душем. На самом деле не желательно впадать в такие крайности, темболее, что они одинаково вредны для вашего железного коня.

Когда снег тает сам, он просачивается уже в виде воды в различные труднодоступные места и тянет с собойгрязь и соль, которые там и осядут. Если же мыть байк в ванной, то вода попадет в подшипники, втулки, трещотку,что также ведет к преждевременной смерти этих узлов.

Я, например, советую поступать следующим образом:
Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, т.к. задержавшаяся в «рубашках» и других узлах водапри низкой температуре замерзнет, нарушив работоспособность этих узлов.
Перед тем, как занести байк в теплое помещение, лучше оставить его на 10 минут в парадной комнате иза это время очистить с него снег и грязь веником.
Если вы катались на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой грязи, то достаточно будет протереть егодосуха чистой тряпкой. В противном случае его следует помыть генерально, лучше всего с автошампунем.
После любой мойки велосипеда, его обязательно надо смазать, чтобы вытеснить оставшуюся в труднодоступныхместах воду и предотвратить коррозию. Обычно смазывают: цепь, рубашки, пружины переключателей.
Неплохо периодически снимать покрышки и камеры, проверяя состояние ободов изнутри. Это очень важно, таккак там имеет обыкновение накапливаться соль и грязь.
Теперь вы правильно оделись и подготовили свой велосипед, а самое главное, поняли, что кататься набайке зимой – МОЖНО! И даже НУЖНО. Необходимо соблюдать лишь пару-тройку правил, описанных мною в этой статье.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 2305 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире