«Двойные» дипломы перестали быть мифом

«Двойные» дипломы перестали быть мифом

В стране и миреВ мире
Ведущие российские университеты заключают договоры с европейскими вузами, разрабатывают совместные программы обучения и выдают студентам дипломы сразу двух учебных заведений. В области гуманитарного образования одновременное получение дипломов двух университетов — отечественного и зарубежного — первым в нашей стране вводит Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Как это осуществляется на практике, мы узнали у ректора РГГУ Ефима Пивовара
Ефим Иосифович, как Вы оцениваете значение разработки международных программ, позволяющих студентам получать двойные дипломы?

- Я считаю, что это одно из самых перспективных направлений сотрудничества с европейскими вузами. Присоединившись к Болонской декларации, Россия взяла на себя серьёзные обязательства по интеграции высшего образования в европейское пространство. Совместные программы разработаны во множестве предметных областей, однако наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Чаще всего они представлены на магистерском и докторском уровнях, реже - на уровне подготовки бакалавров. Большинство программ возникло в результате двустороннего сотрудничества университетов В нашем университете увеличение мобильности студентов и развитие «включённого» образования рассматривается как основная задача. Это особенно актуально с учётом постепенного создания единого рынка труда и всё большей интернационализации образования. У выпускников, получающих двойные дипломы, шире возможности трудоустройства, причём в России, а не в зарубежных странах. Нет сомнений, что такие специалисты будут весьма востребованы.

Как в вашем вузе продвигается работа в данном направлении?

- РГГУ активно развивает международные контакты. Ежегодно 1 000 студентов и сотрудников университета участвуют в программах международного обмена. Действует 14 международных учебно-научных центров, на базе которых готовятся специалисты и ведётся исследовательская работа в рамках 20 страноведческих специализаций.

Особенно активно мы сотрудничаем с вузами Германии: в течение нескольких лет мы реализуем общие проекты с университетами Эрфурта, Констанца, Рурским университетом. В прошлом году мы запустили совместную с немецкими партнёрами программу, которая будет осуществляться Высшей школой европейских культур РГГУ и Рурским университетом. Пока она носит экспериментальный характер и только со следующего года начнёт функционировать в рабочем режиме, осенью должен быть подписан соответствующий договор. Это первый в России проект в области гуманитарного образования, который предусматривает одновременное получение дипломов двух университетов. В настоящий момент уже составлен модульный учебный план, к чтению лекций и ведению семинаров привлечены лучшие преподаватели.

В этом учебном году мы открываем ещё одну международную программу совместно с французским университетом Париж-8 [Ред.: один из 17 автономных университетов Сорбонны]. По ней будем готовить специалистов в области французской литературы. В дальнейшем планируем наладить сотрудничество с американскими и английскими вузами.

Что собой представляют совместные программы?

- Это магистерские международные программы, предназначенные для студентов 4-5 курсов. Например, с французами у нас есть программы «Русская литература», «Французская литература», с немцами - «Восточно-Европейские исследования» (по направлениям «История» и «Культурология»). Последняя реализуется в рамках долгосрочного сотрудничества РГГУ и университета г. Констанца, она включает в себя три курса: историю, культурологию, международные отношения и мировую политику. Учебный план магистратуры построен на модульной основе, в третьем семестре российские студенты обучаются в Германии, а германские - в России. Например, уже в этом месяце четыре студента РГГУ отправятся в Германию. По окончании учёбы (через два года) выпускники получают двойной диплом.

Сколько студентов планируете набирать по этим программам?

- Это будет зависеть от договорённостей с европейскими вузами. Массового набора в любом случае не будет. Если для российских студентов предполагается платное и бесплатное обучение, то для иностранцев - только платное. К тому же совместная программа рассчитана на магистрантов, а в России более 80 процентов студентов по-прежнему предпочитают получать дипломы уровня специалистов.

С какими основными трудностями сталкиваетесь?

- На самом деле, их очень много. Это и проблемы финансирования обучения, и признания совместных степеней, и эффективности управления, и синхронизации движения студентов в университетах разных стран. Хотя на данном этапе для нас особенно актуальна проблема согласования программ - их содержания, структуры, методов обучения и т.д. Это длительная процедура. Кроме того, документы должны быть утверждены на уровне федеральных властей стран-партнёров. То есть, от заявления о намерениях до воплощения задуманного в жизнь проходит много времени. Тем не менее, во многих крупных вузах страны уже активно реализуются международные программы, позволяющие студентам получать двойные дипломы. Особенно эта практика распространена в приграничных районах. Дальневосточные университеты, например, активно сотрудничают с Китаем, причём их совместные программы носят более массовый характер. Думаю, и у остальных есть возможность добиться успехов в этом направлении.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1143 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире