Насильно мил не будешь

Насильно мил не будешь

В стране и миреВ мире
В бизнесе весьма распространены слияние и поглощение - когда более сильная компания "съедает" слабую. То же самое, судя по всему, ожидается и в столичном образовании - школы начнут сливать, причем против воли учителей и учеников

Основная причина - демографический спад. За восемь лет количество учеников в России сократилось почти на треть - с 21 млн. до 14,5 млн. чел. Уменьшилось и число школ - с 65 тыс. до 59 тыс. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, уже 5 тысяч отечественных учебных заведений имеют по 10 учеников и меньше. Содержать их невыгодно... В основном это, конечно, касается сельских альма-матер, но с недавних пор затронуло и городские учебные заведения, в том числе московские.

В этом году число столичных 11-классников уменьшилось на 6,6 тыс. чел., а 9-классников - аж на 18,6 тыс. В старых, сложившихся районах уже ощущается нехватка учеников. В результате на 1 сентября 2007 года из 1654 школ Москвы около 300 оказались недоукомплектованными - в них пришло менее 350 ребят. А финансируются городские альма-матер уже по новому, нормативно-подушевому принципу: чем больше учащихся, тем больше денег. Поэтому в неполных школах зарплата учителей резко упала.

Департамент образования Москвы предложил сливать малокомплектные школы с теми, где ребят еще много. Главным образом - с престижными гимназиями и лицеями. Подобный опыт в столице уже имеется, правда, весьма негативный.

Весной этого года разгорелся скандал вокруг школы N40. В ней к концу учебного года осталось всего 250 ребят, потому было решено объединить ее с 34-й, а освободившееся здание передать 57-й школе. Детям предложили выбор: доучиться в родных стенах, но уже по новым программам (57-я - математическая) или перейти в другие учебные заведения. Родители возмутились: они не хотели, чтобы из их ребят делали Лобачевских, а ходить в 34-ю оказалось далеко - через две дороги. "Дайте нашим детям спокойно доучиться", - обратились они в Департамент образования. Самые отчаянны е предлагали даже бойкотировать выпускные экзамены. С большим трудом конфликт удалось уладить. Но не факт, что он не вспыхнет снова.

После объединения обычной школы с гимназией или лицеем директор престижного учебного заведения, как правило, старается как можно быстрее избавиться от "чужих" детей. Совсем как кукушонок в гнезде... Предлог всегда один - ребятишки не осваивают программу повышенной сложности. В результате "не свои" дети вынуждены переводиться в другие учебные заведения и тратить на дорогу гораздо больше времени и сил.

Учителя тоже не рады объединению: приходится ломать учебный процесс и подстраиваться под новые программы.

Столичные педагоги задают вопрос: если в городе сложилась такая демографическая ситуация, почему бы не заморозить на время зарплаты учителей неполных школ? Ведь демографическая ситуация постепенно выправляется - в 2007 году в московские альма-матер пришло на 5 тысяч первоклассников больше, чем в 2006-м. Значит, скоро количество учеников достигнет нормы, а потом и превысит ее. Не придется ли тогда разукрупнять школы и вновь переводить детей?

Комментарий эксперта

Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак КАЛИНА: "При нормативно-подушевом финансировании средства на обучение даются не учебным заведениям и даже не педагогам, а ученикам. Они "приводят" за собой деньги в школу. Если есть учащиеся, то есть и деньги, если нет - нет и финансирования. Надо исходить именно из этого".

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1378 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире