Взгляд назад
В этот четверг, 27 сентября, в Детской картинной галерее откроется выставка дипломов третьего выпуска Училища Искусств. В жизни нашего города это событие - потому, что Новокузнецк только начинает подготовку своих художественных кадров. Пока мы можем говорить только о школах отдельных педагогов. Взгляд назад и рассказ о дипломах выпуска Татьяны Суховой делает одна из выпускниц - Ольга Васильева.

Об одном и том же можно сказать емко и пространно. Так я написала о наших работах. Еще во время дипломирования у меня возникло искушение сделать к ним пояснительные записки. Это можно воспринять как баловство, или игру, или размышление всерьез. Но в любом случае - это взгляд изнутри. О мире, который видит каждый из нас. Попытка увидеть, что замечают, о чем думают мои сокурсники.


Этот текст посвящен работам 13 дипломников. 10 из них выбрали тему взаимоотношений человека и природы. И конкретное время - лето. Вопрос «Почему?» даже не возникает. Это единственное время, которое мы считаем благодатным, дающим настоящую свободу и релаксацию вдали от обязанностей и долга. Потому что мы любим чувствовать себя свободными.


Наиболее социально эти темы - человека и природы, свободы и несвободы - решены у Натальи Федоровской («Зоопарк»), Елены Тимофеевой («Лето»), Дениса Понасенко («Вечер»).


У Лены и Дениса ситуации даже схожи. У них -  люди и животные на фоне природы. Примерно одинакова их масштабная соотнесенность. Природа достаточно пассивна. Ни ветерка, ни активных пластических линий. Люди не знают, что делать с собой и друг с другом.


«Вечер». На дальнем плане пастух замахивается хворостиной на корову. Прощальный свет солнца согревает опушку. Последние цветы, последний круг на лошадях, последний запечатленный снимок семьи на отдыхе. Все тихо. Мирно.


Тем не менее, Денис сознается, что его тревожили мысли о катаклизмах, переживаемых природой, а с ними и нарушение баланса всего мира. На работе лошадь с краю делает последний взмах копытами и хвостом - не случившийся рывок в светлый мир.

Японский флаг на рубашке мальчика может напоминать о Хиросиме. А с другой стороны, - о любви японцев к фиксации мига, к красоте быстротечности.
Этюд решался в теплых тонах дня. Диплом становится холоднее. Свет только вдали. Наступает вечер.
Неожиданным знаком становится стрекоза. Отчасти она напоминает мне лягушку Мацуо Басе. Она прыгает в тишину пруда, - и раздается всплеск. Об этом моменте написано много философских трактатов. Может, стрекоза - это мысль о краткости гармонии. Или оптимизация настроения. Как бы то ни было, появившись в работе в последний момент, она дает повод диплому «Вечер» побыть загадкой.
Позы, перетекание и встреча фигур людей и животных уже не совсем адекватны гармонии. Есть загадочность в их напряжении. Загадка демонстрационного момента. И все к чему-то прислушиваются. А в это время на листе над прудом зависает стрекоза.


Как верно заметил об авторе рецензент диплома «Лето» Александр Архиповский: человек мыслит классическими категориями прекрасного. В работе Лены есть много красивых живых пленэрных моментов, но, к сожалению, не хватает их завершенной отточенной пластической связи. Дальний план привлекает глубиной и живостью. Заставляет страдать натянутость в отношениях между людьми на переднем плане. Они разобщены. Между ними - большие пространственные паузы. Два плана - два разных места. Жизнь красивая и естественная - на дальнем плане. Жизнь ненатуральная и напряженная - на первом. Забор становится, действительно, реальной преградой (и в физическом, и в психологическом плане) для героев и автора на пути к гармонии.


Диплом «Зоопарк» Натальи Федоровской. Автор - очень теплый, солнечный человек, который создает вокруг себя уют и смех. Но тепла и уюта здесь мы не находим. Работа делает заявку на социальную тему: человек, сбегающий от цивилизации. Тема сама по себе уже игровая, потому что бегство невозможно. Уединяясь в зоопарке, человек встречается с культивированной природой (неким ее макетом). И не только он. Пеликаны играют не с рыбой, а со стаканчиком. Нас как детей здесь привлекают игровые моменты: колесо обозрения (на котором катается вся наша группа), газонокосильщик, экзотические птицы и пальмы. Второй план очень интересно рассматривать за счет расположения цветных пятен, светлых на темном, темных на светлом. Динамика, которая никогда не надоедает. В этом случае первый план заметно проигрывает второму.
Стиль исполнения смешанный: реализм и наивный примитивизм.


Диплом Петра Гулидова «Тень повседневности» - тот случай, когда интересная философская концепция полностью перевешивает техническое решение. Такое всегда грустно наблюдать. В то же время я не могу назвать его диплом полной неудачей: Мне всегда было интересно его рассматривать. Бунтарское и социальное начало соединены здесь в одно целое. «Город хиппи, город бунтарей» - вот как я бы назвала его работу. Жизненный цикл круговорота событий там, действительно, есть. Есть скука на дальнем плане. Вокзал, торговая площадь, лотки, люди, идущие с вокзала на рынок и обратно.
Чувствуется социальная неудовлетворенность автора действующим миропорядком. Петр часто говорит о бездомных, бомжах, беспризорниках. Фантастикой являются его музыканты. Их праздничный образ не сможет отменить рутины и безысходности вещей.
Есть очень правдивые интересные типажи. Цыганка, цивильный отец и бунтарь-подросток. Движения танца пары - какой-то отчаянный брейк-данс - тоже черта мегаполиса, состояния времени, неуспокоенности в душе. Они все бунтуют. Степень бунта выражается не только пластикой, но и повышенной экспрессией цвета. Музыканты - в одежде ядовитых цветов. Смирившиеся серо-зеленые фигуры людей снуют на дальнем плане вокзальной площади. Вокзал - то место, где Петр часто бывает. Место сходок. Место наблюдений. Хочется обратиться к автору: «Если тебя это волнует, - делай что-нибудь...своим творчеством! А если идея не находит пластического воплощения - работай!».


«Разговор без слов» Юли Москвичевой. Здесь нет никакого разговора. Здесь есть молчание. Хорошее, простое молчание. Насколько я знаю Юлю, она никогда не любила говорить. И если ее герои разговаривают, то без слов - атмосферой города, блеском солнечных пятен. Оранжевое настроение (желтый зонт, коктейли, загорелые руки, розовое платье) плавно переходит в остывающий вечер. Зеленые массы деревьев, серо-сиреневый асфальт, изумрудный город. Настроение минора у девушки в голубом.
Передан один из прекрасных моментов жизни, когда время летит мимо, а человек уже не помнит о себе и полностью предан атмосфере вечера.


«Небо» Димы Шубенкина поражает дважды: своей графичностью и отсутствием живописи и цвета. Такое чувство, как будто на работу накинули прозрачную ткань. Видишь рисунок и кое-где всплески цвета. «Небо» вызывает во мне мало эмоций, хотя там изображена смотровая площадка Исаакиевского собора, по которой я бегала в эйфории, рассматривая крыши, статуи и город. И если смотришь на работу, возникает ощущение, что там пахнет пылью и гарью. Чувствуются следы катастрофы, которые развеиваются в воздухе. И это совершенно не смущает прогуливающихся по площадке людей. Думаю, что от этого желания смотреть на небо, главный объект притязаний автора, у зрителей не возникает.


«Люди под деревьями». Мой диплом. Я представила два варианта: в розовом и зеленом. Оба не выглядят законченными. Какие чувства вызывают люди под деревьями, сложно сказать. Почему два варианта - трудно объяснить.
Работы исполнены в характерной для меня манере. Нечеткость, свободное обращение с формой, полная поглощенность переживанием цвета - все это превращает любой объект картины лишь в повод для размышлений. Все решено приблизительно. Наводит на ассоциации с работами импрессионистов .


«В театральной мастерской» Вадима Некрасова. Летом, в мастерской - и труд?! Выбор темы резко выделяет работу в ряду других сюжетов. Что еще ее отличает? Здесь непобедим здравый смысл. Здесь есть поэтичность, умиротворенность. Но она покоится на устоях разума. «В театральной мастерской» не думаешь об артистизме. О тяжком труде швей - тоже. И может, главный герой работы Вадима Некрасова - это свет и его превращения в пространстве. Что именно притягивает наш глаз? Кошка и свет из окошка. И до дыр знакомый пейзаж дворов на Хитарова.


Практически у всех на защите были претензии к работе именно по композиции. Этот вопрос остается спорным и сейчас. Формат, выбранный Вадимом, чрезмерно вытянут, при этом гармонично решена только верхняя половина холста. Еще в процессе работы над картоном мне казался оправданным отказ от фигуры швеи внизу. Она обрезала и сковывала пространство простора, льющееся по полу. Увы, фигура была оставлена и попала в ловушку бесчисленных складок материи, из которых нет выхода ни ей, ни зрителю. Хотелось бы большего равновесия пластических знаков - кошки, цилиндра, картины, волос швей.
Как и все работы Вадима, диплом поражает тоновой взвешенностью решения, передачей материальности, фактуры.


«Сад Грез» - так назвала свой диплом Юля Соломенникова. Кажутся несовместимыми понятия сада и грез. Грезы не культивируются как садовые цветы. Они возникают спонтанно, из движений души, и требуют особой свободы чувства и гармонии. Вот почему, когда смотришь «Сад грез», возникает ощущение, что фигуры людей окружены тишиной. Здесь есть определенная загадочность. Мы наблюдаем как бы свое собственное повисание в воздухе. Отчего это происходит? Неровный рельеф земли, точка зрения сверху, закругление краев воды и берега, обрезанное перед самой фигурой обозревателя. Мы находимся в стихии воздуха и тишины. Как ветер Зефир, зритель повисает в воздухе и едва касается ступнями свежего дерна и молодой травы. Я говорю так, потому что поражает удивительная материальность травы-муравы и воды.
Это мир мечты и воздуха, где все от фигур до окружения - изумительно решено.


«Голгофа» Ильи Ключникова вызывает ассоциации с работой Тинторетто, потому что тема решена как спектакль на библейскую тему. Собаки, которых у места казни кормит стражник. Солдаты, устанавливающие крест, сильные мира сего, наблюдающие все в раздумье. Стоит и ужасается публика. Плачут мать и ученики. Все занимаются привычным для них делом. Остается один вопрос: кто же будет переживать чувство жестокости?
Несмотря на ясное решение темы, многие зрители отказываются ее принимать и понимать. И более того - создают вокруг работы спектакль-обсуждение. Во-первых, тема провокационна. Во-вторых, сам способ исполнения может поставить зрителя в тупик. Он не выразителен, не экспрессивен. Не дает подсказок, в каком ключе воспринимать работу. Все эмоции приглушены до предела. Как будто звук выключен, и мы наблюдаем только действия. Почему так случилось? Можно объяснить это тем, что произошел компромисс между новаторским замыслом и академическими требованиями к диплому. Тело разбойника, обрезанное краем холста, и собаки написаны в иной манере, чем все остальное, больше говорят нам о замысле автора. Илья - воцерковленный человек, сын иконописца. Что бы Илья ни рисовал, он все выражает искренне. Некоторые моменты он передал интуитивно. (Например, состояние грозы и мрака. Так в Библии описано время смерти.)
Работа достойна большого внимания. Может быть, здесь просто не решилась цель: о жестокости рассказали, но передать чувство пережитой жестокости не смогли.


«В парке» Юли Прошкиной мы отмечаем, что он насыщен массовыми празднествами. День гуляний, день свадеб, один жених на четырех невест. Шалят на траве мальчик и девочка. Картины уже по веществу смонтированы из разных историй.
И все это рисует художник. С какой стати? Автор желал выразить оппозицию художника и толпы, вдохновленного и посредственного.
Что вышло? Наблюдатель незаметен в своем труде. Прохладный мир листвы и света спорит с возбужденным красным цветом на втором плане, что отменяет гармонию мира в себе. Социальность темы снимается чувством легкости и пленера.


«Собирательницы раковин» Олеси Медведковой.
Одна из работ, которые очень сильно мне нравятся. Картина мира души. Земные девушки - нимфы воды - ищут раковины. Миленькие мокрые собачки бродят по воде. Вода и воздух призрачны.
Фриз задает все параметры. Смена тяжести и легкости, частота пауз, повторение элементов в разных положениях рождают ощущения радости и задумчивости. Обращает на себя внимание крайняя фигура слева, в очень интересном ракурсе, напоминающем японский стиль.


«В тени под вязами» Ирины Луцишиной. Эта прекрасная работа вызывает у меня чувство нежности... и желание рисовать. Но сильных эмоций она во мне не будит. Наверное, в силу специфики решения
Это многофигурная композиция. Здесь очень сложное пластическое решение фигур и пейзажа. Сдержанная цветовая гамма, насыщенная богатством оттенков. Поражаешься хорошему знанию анатомии, изумительному решению фигур.
Самым важным в работе становится пластическая выразительность пятен и линии. Поэтому, смотря на картину, не задумываешься о связи людей друг с другом. Между тем есть общее психологическое состояние, которое их объединяет.
Чувствуется скрытое одиночество каждого из героев и напряжение в пластике.
Здесь есть кусочки, полные гармонии, и места, наполненные скрытой экспрессией. Фигуры трех мальчиков вдали на камнях спокойны и в то же время экспрессивны положением ног, цветовым контрастом.
Свет заливает окрестность, но не в силах освободить себя и литься во всю мощь. Люди в тени остаются преданными своему состоянию. И кто сказал, что это плохо, если они влюблены в него?
Нам предлагаются контрасты: нежного тела и твердого камня, тепла и холода, расслабленности и напряженности, рассеянного цвета и насыщенной цветом тени. «В тени под вязами». Помимо пластики, и название говорит о том, что это состояние доминирует. Желтое поле, как бы оно ни звало к себе, не может спорить с тягой героев быть в тени.
Некоторые из нас тоже останутся в тени. Не все выберут художественный путь. Но мы все прошли этот этап вместе. Выросли как личности, стали самодостаточней. И научились свободе выбора.















Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2436 / сегодня: 1

Комментарии /3

10:2428-09-2007
 
Tcholka
почему ж шарашку...

10:2428-09-2007
 
M
надо ж...про нашу шарашку чота написали)))

10:2428-09-2007
 
Tcholka
Схожу посмотреть

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: