27 сентября -День в истории

27 сентября -День в истории

В стране и миреВ стране
По православному календарю - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник установлен в ознаменование обретения в IV веке царицей Еленой - матерью равноапостольного императора Константина Великого, первого из римских императоров, прекративших гонения на христиан, - креста, на котором был распят Иисус Христос. По церковному преданию, Елена посетила Святую Землю именно с целью найти место погребения Христа и сам крест, на котором Он был распят. В результате раскопок, произведенных Еленой, была найдена пещера Гроба Господня и неподалеку от нее обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная, приложившаяся к нему, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест). Часть креста Елена отправила в Константинополь, а основная его часть была помещена в главной церкви Иерусалима. Над пещерой Гроба Господня был построен храм Воскресения Христова, в который перенесли святыню. Чтобы дать возможность многочисленным паломникам увидеть крест Господень, епископ Иерусалимский Макарий поднимал, или «воздвигал» его над головами молящихся, и от этого поднятия - « воздвижения» - и произошло название праздника. Праздник Воздвижения относится к числу великих и празднуется 27 сентября в память об освящении храма Воскресения, которое было совершено в 335 году. Воспоминанию этого события посвящается и канун праздника, получивший название Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Для христиан крест является символом искупительной жертвы Иисуса Христа. Отмечая этот праздник, христиане проникаются сознанием, что они чтят этот символ, принимая обет смиренно нести «свой крест», целиком полагаясь на волю Божию. Поскольку крест символизирует страдание, в праздник Воздвижения соблюдается пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Иудейский праздник - Суккот (27 сентября-5 октября) 

Суккот начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю и продолжается восемь дней; по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. Этот праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах (слово «суккот» в переводе с иврита означает шатры, шалаши). Кроме того, праздник связан с предписанием Священного писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах. В таком шалаше должно быть три стены, а на крыше обязательно пальмовые ветви, через которые можно видеть звезды. Это должна быть временная постройка, которую нельзя оставлять до следующего года. Иногда для постройки шалашей несколько семей собираются вместе. Если позволяет погода, в течение праздничных дней в «суккоте» обедают. Праздник Суккот называют также праздником кущей (урожая). Он совпадает с уборкой урожая, поэтому на праздничном столе обязательны овощи, фрукты и зелень. Подают капусту, фаршированную по восточно-европейским традициям, а также другие фаршированные овощи, яблочный штрудель, что символизирует изобилие. Праздничное угощение на Суккот - гранаты и хурма. Праздник всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием. Одним из атрибутов праздника Суккот является арбаа миним - «четыре вида растений». Во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. 

350 лет назад (1657) родилась СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657-1704), русская царевна, правительница Русского государства в 1682-1689 годах при двух царях - ее малолетних братьях Иване V и Петре I 

В русской истории последняя четверть XVII века - сложный, противоречивый период, полный бурных событий. После смерти отца Алексея Михайловича «тишайшего» царевна Софья совершила в дворцовой жизни настоящий переворот. Она вынудила своего прикованного болезнью к постели брата Федора принять царство, обещая всяческую помощь и содействие в управлении Россией. Фактически он лишь одобрял то, что предлагала его сестра. В 1682 году, после смерти бездетного Федора, обострилось противоборство между двумя боярскими группировками - Милославскими (родственниками первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиными (родственниками второй жены царя). Одна сторона хотела видеть на престоле Ивана Алексеевича (сына Марии Милославской), а другая - Петра Алексеевича (сына Натальи Нарышкиной). Царевна Софья при поддержке родственников своей матери бояр Милославских воспользовалась стрелецкими волнениями, чтобы провозгласить совместное царствование Иоанна V и Петра I. По настоянию стрельцов за малолетством царевичей правительницей государства была провозглашена Софья. Ее младший сводный брат Петр вместе с матерью были удалены из царского дворца и жили в подмосковных селах. Однако положение правительницы оставалось непрочным, срок ее властвования был ограничен временем совершеннолетия Петра. Наиболее значительными событиями правления Софьи были заключение в 1686 году «Вечного мира» с Польшей, по которому России отходили все территории, завоеванные Польшей в XVII веке, Нерчинского договора 1689 года с Китаем и вступление в неудачную войну с Турцией и Крымским ханством (1687 и 1689 годы). Конец правления царевны Софьи относится к 1689 году. Царь Петр I, достигший семнадцатилетнего возраста и женившийся, уже мог править самостоятельно и не нуждался в опеке со стороны старшей сестры. На его сторону встали патриарх и большинство бояр. Софья со своими сторонниками оказалась в изоляции и вскоре была устранена от управления страной. Власть полностью перешла в руки Петра I, а Софья была отправлена на жительство в Новодевичью обитель. В 1698 году сторонниками Софьи была предпринята еще одна попытка возвести ее на царский престол. Последовала жестокая расправа с участниками восстания, а Софья была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря с именем Сусанны. Схимонахиня Софья умерла 3 июля 1704 года. 

167 лет назад (1840) родился Томас НАСТ, один из первых американских политических карикатуристов, создатель эмблем республиканской и демократической партий - слона и осла, а также костюма Санта-Клауса 

Популярный американский художник-карикатурист Томас Наст, ушедший из жизни в 1902 году, был уроженцем Германии. Когда Насту было шесть лет, его родители эмигрировали в США, где впоследствии он стал одним из первых политических карикатуристов. Прославился художник после того, как нарисовал слона и осла, ставших эмблемами республиканской и демократической партий. Еще Томас Наст первым нарисовал американского Деда Мороза - Санта-Клауса. До этого времени никто и представления не имел, как выглядит Санта-Клаус и каким образом добирается он до рождественских носочков. Его представляли и маленьким старичком, похожим на эльфа, и суровым духом зимы. Детям и взрослым хотелось еще и увидеть Санту. И вот Санта-Клаус был нарисован Томасом Настом для журнала «Харпер уикли» в 1862 году. Взят он был с мифического немецкого бородача Николаса, который, согласно поверью, появляется во сне чересчур шаловливым детям. Художник поселил Клауса на Северном полюсе (в Лапландию он «перебрался» в ХX веке). Обложки журнала пользовались невероятной популярностью. Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника. У Санты Томаса Наста оказался один недостаток - он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке пожаловал в 1885 году издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд. Румяные щеки, красный нос и пушистая борода «старины Санты Клауса» теперь известны каждому.

75 лет назад (1932) умер Пьер ДЕГЕЙТЕР, автор «Интернационала» 

Родился Пьер Дегейтер 8 октября 1848 года в Бельгии в семье рабочего, переселившейся позднее во Францию. С детства работал на предприятиях Лилля, был мебельщиком-модельщиком. Пел в хоре, изучал теорию музыки, обучался игре на музыкальных инструментах. Примкнул к революционному движению, с 1920 года - член французской компартии. Был хормейстером певческого общества «Рабочая лира», организованного лилльским отделением рабочей партии. Для этого общества в 1888 году написал музыку на стихи Э.Потье «Интернационал». Впервые «Интернационал» был исполнен 23 июня 1888 года в Лилле на празднике печатников. Сочинил слова пролетарского гимна Эжен Потье, популярный в свое время шансонье. В том же году «Интернационал» был издан в Лилле отдельной листовкой тиражом шесть тысяч экземпляров и быстро распространился среди рабочих округов Северной Франции и Бельгии, а затем и за их пределами. Ноты «Интернационала» были напечатаны с фамилией Дегейтер, но без указания имени. Впоследствии этим воспользовались настроенные против Дегейтера правые социалисты, заставившие брата Пьера Дегейтера Адольфа оспорить авторство песни. В 1922 году, после многолетнего процесса, высший апелляционный суд подтвердил права Пьера. Он же автор песен «Коммунар» (текст Потье), «Вперед, рабочий класс», «Серп и молот», «Триумф русской революции» (текст Дегейтера) и др. В 1928 году Пьер Дегейтер посетил СССР. В 1962 году в Москве был издан сборник песен Дегейтера в обработке Василия Белого. Русский текст «Интернационала» принадлежит Аркадию Коцу (1902). После февральской революции 1917 года в России непродолжительное время роль гимна выполняла «Русская Марсельеза». По предложению В.И.Ленина «в новых условиях непримиримой классовой борьбы» вместо «буржуазной «Марсельезы» стал использоваться «Интернационал». 10 января 1918 года на III съезде Советов «Интернационал» исполнялся уже как гимн победившей пролетарской революции. Был гимном Советского Союза до 1944 года и до сих пор является гимном Коммунистической партии. 

17 лет назад (1990) СССР вступил в Интерпол 

Интерпол - международная межправительственная организация уголовной полиции - International criminal police organisation (ICPO) - «Interpol». Образована в 1923 году на Международном полицейском конгрессе, проходившем 3-7 сентября в Вене. Первоначально называлась Международная комиссия криминальной (уголовной) полиции (МКУП). Прекратила свое существование в 1938 году. Воссоздана после второй мировой войны в 1946 году. Действует на основании Устава, принятого в 1956 году. Членами Интерпола являются свыше 180 государств. Задачи Интерпола - координация деятельности правоохранительных органов стран-членов организации в борьбе с преступностью несовершеннолетних, контрабандой и немедицинским потреблением наркотиков, фальшивомонетчиками, подделкой ценных бумаг, бандитизмом и терроризмом. 17 лет назад, 27 сентября 1990 года, на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Оттаве в состав организации был принят СССР. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в структуре МВД СССР начало действовать с 1 января 1991 года. После распада Советского Союза НЦБ Интерпола в России стало правопреемником НЦБ Интерпола в СССР. Статус бюро определен указом президента РФ от 30 июля 1996 года, в котором говорится, что НЦБ является структурным подразделением МВД РФ - органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств-участников Интерпола и генеральным секретариатом организации. Правительство РФ конкретизировало статус НЦБ. Согласно соответствующему постановлению, оно является подразделением криминальной милиции, входящим в состав центрального аппарата МВД России. Определены главные задачи НЦБ - обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ; осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация. 






Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 862 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире