Чем питается профессор

Чем питается профессор

В стране и миреВ мире
Студенты кормят идеями своих преподавателей

В наше амбициозно-прагматичное время каждому понятно - учиться никогда не поздно. Вот и идут за вторым, а то и третьим высшим образованием инженеры, юристы, предприниматели. Многие из них уже руководят предприятиями или занимают там ведущие позиции. Из их учебных работ можно узнать, к примеру, о стратегии перспективного развития реального ЗАО или структуре штатного расписания конкретного ООО. Эта жизненная фактура эпохи экономического подъема - ценнейший материал для новых вузовских учебников. Но почему же их авторы - институтские преподаватели - иногда используют его без согласия своих студентов? Как становятся жертвами плагиаторов, выясняла обозреватель "Известий" Лариса Каллиома.

- Контрольные высылаем на мой почтовый ящик, экономим время друг друга, - Елена Герасимова вспомнила слова преподавателя по "Организационному проектированию", когда отправляла ему письмо со своей работой. А через год после диплома на учебник с таким же названием и авторством того же Владимира Баринова Елена наткнулась в интернете. Читая страницу за страницей, вдруг поняла, что 12 из них написаны... ею самой! Книжный текст почти дословно повторил ту, ее студенческую работу. В ней - все тонкости и нюансы руководимого ею ООО "Юрколлегия".

А где контрольная?

- За вторым высшим образованием в Институт экономики и финансов "Синергия" при академии Плеханова я пошла, когда поняла: мне, юристу, не хватает навыков менеджера-руководителя, - признается Елена, - в той работе я теорию предмета примерила к практике нашего предприятия. И эта информация не предназначалась для учебника, который Министерство образования теперь рекомендует для подготовки управляющих кадров. Как такое могло произойти? И почему в таком случае я не указана автором этой главы в учебнике?

Эти вопросы бывшая студентка сначала задала руководству института (монография издана научным советом вуза), но, получив ответ "выпуск учебника - личное дело преподавателя", переадресовала суду.

На заседание принесла оригинал своей работы, чтобы судья мог убедиться: автор текста она, Елена Герасимова. Прочитав, судья согласился - принесенная работа написана истицей. Но к предмету судебного спора - 12 страницам учебника - это не имеет никакого отношения, там текст не ее! В иске о защите авторского права отказать! "Нет ни одного доказательства того, что студентка Герасимова передала свою работу преподавателю Баринову", - объяснили свое решение в Москворецком суде. Назначать экспертизу ее компьютера, чтобы установить факт отправки письма, суд посчитал излишним. В ведомостях же или журналах не нашлось ни одной отметки о сдаче Еленой Герасимовой ее работы. Выяснилось, что в институте хранят только курсовые или дипломные, а это была обычная контрольная...

- Узнав, что я пишу книгу, Герасимова сама рассказала мне о структуре своего предприятия, но никаких письменных работ я от нее не получал, - заявил в суде Владимир Баринов и ему поверили.


Креативный диплом

Свои дипломы специалистов выставочных технологий петербурженки Алла Светухина и Мария Флетчер получили в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) в Москве. По признанию бывших студенток, выбор учебного заведения для них был очевиден: ИПКИР - единственный в стране вуз, выдающий диплом о дополнительном высшем образовании в сфере, которой и Алла, и Мария профессионально занимались не первый год. Первая выбрала темой своей выпускной работы "Анализ нормативно-правового обеспечения выставочного дела в России", вторая описала оригинальный проект выставки электроники, разработчиком которого была сама.

- Когда я получала диплом, даже не обратила внимания на то, что тема выпускной квалификационной работы там не указана, - вспоминает Мария Флетчер, - комиссия отметила мой креативный подход, а заведующий кафедры выставочной деятельности Владимир Петелин признался, что потрясен размахом моего проекта.

Прошло больше года, прежде чем Мария смогла понять: все произошедшее - не случайность. Ей позвонила Алла и сказала: "Закажи в интернете "Основы менеджмента выставочной деятельности", это Петелин учебник выпустил, нас с тобой там много".

"Вы - неблагодарные ученики"

Алла Светухина уже направила запрос в издательство (там в ответ промолчали), институт ("Петелин здесь больше не работает, уходя, взял с собой ваши выпускные работы") и связалась с самим автором. Общение с бывшим преподавателем было не из легких.

- Он поначалу говорил, что в рукописи ссылка на мою работу была, но в издательстве ее почему-то удалили, - рассказывает Алла, - а потом его тон и лексика резко поменялись: "Я - учитель, всему вас научил, а вы - неблагодарные ученики, и ничего я вам не должен".

Выяснение отношений продолжилось в Басманном суде. Бывшие студентки рассказали о том, что Петелин за время обучения прочитал в группе у Марии одну лекцию по делопроизводству (это его специальность), а у Аллы его занятий не было вовсе. С готовым текстом ее выпускной работы он ознакомился перед самой защитой.

- А существовали ли работы, на авторстве которых настаивают истицы? И вообще, учились ли они в институте повышения квалификации? - от этих неожиданных вопросов Владимира Петелина даже судья пришел в замешательство, а бывшие студентки переглянулись - Петелин, судя по всему, знал, что говорил: вместе с выпускными работами из вуза исчезли их личные дела и финансовая документация, будто и не учились они там...

Решение суда для обеих стало предсказуемым: "Установить авторство работ Светухиной и Флетчер не представляется возможным из-за отсутствия оригинала. Использование их в учебнике Петелина В.Г. соответственно также невозможно".

После своего поражения в суде Алла с Марией уяснили для себя главное: у студентов тоже есть права на авторство своих творческих работ, но вот отстоять их - это целая наука. И ей тоже надо учиться!

Информация кочует из учебника в учебник

Чаще всего схожесть текстов прослеживается в учебниках по юриспруденции. Причина - большое количество цитат из законов. Профессиональный язык юристов очень специфичен. Строгие формулировки не допускают вольного толкования, из-за чего многие тексты похожи между собой как близнецы.

По некоторым данным, в интернете сегодня размещено свыше миллиона электронных версий научных книг. Из них около двух десятков тысяч - оригинальные. В остальных же изданиях можно увидеть целые массивы заимствованной из других книг информации.

Между тем считается, что почти 80% студенческих работ создано посредством компиляции ранее написанных рефератов, курсовых и дипломов. И только 20% студентов могут с уверенностью сказать, что занимались настоящим научным творчеством и создали оригинальное, авторское произведение.

Юрист Елена Герасимова:
"Сдавать работу преподавателю надо под расписку"


Любая учебная или студенческая работа, независимо от назначения и достоинства, может стать объектом авторского права. Для этого произведению (так по закону РФ "Об авторских и смежных правах" называется результат любой творческой деятельности) надо придать объективную форму: написать от руки, напечатать на машинке, распечатать на принтере. Все учебные работы надо готовить в двух экземплярах - для себя и для преподавателя. В обязательном порядке все листы работы надо прошивать (чтобы не было потом разговора: "этого листочка здесь не было"), ставить точную дату написания работы (дату создания произведения) и фамилию (доказательство вашего авторства). Сдавать работу преподавателю надо под расписку. Если факт плагиата все же случится, все доказательства у вас на руках. Сначала обратитесь в вуз и письменно изложите свои претензии. Если вуз проигнорирует вас, идите в суд. По закону автор имеет право потребовать с нарушителя авторских прав возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Декан Московской школы управления СКОЛКОВО Вилфрид Ванхонакер:
"Забывчивость" может обернуться интеллектуальным воровством"


Вопросы авторского права - это не только юридические, но и этические нормы. В цивилизованной академической среде просто нельзя не ссылаться на источник. Некорректность или "забывчивость" в упоминании источника может быть интерпретирована как плагиат, что является интеллектуальным воровством. Если используются материалы, не охраняемые законом об авторском праве, но являющиеся результатом совместной работы, например, студентов или факультета, то школа должна сама задавать стандарты, которые, как минимум, гарантируют обязательность упоминания авторства студентов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1584 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: