Живущие свободными

Живущие свободными

Местные новостиКультура
В Деткой картинной галерее открылась третья выставка дипломных работ выпускников Новокузнецкого училища искусств (отделение «Станковая живопись»)

Почему мы считаем, что художники - это свободные люди? Могут ли люди быть свободными и не быть привязанными к художественному пути? Могут. Но иногда воспитание свободой проходит именно через художественную среду.
В этом случае выставка дипломников 3-его выпуска есть событие в художественной жизни нашей провинции. Тот, кто побывал на ней, спорить с этим не будет.
Введение. Мы и Учителя. Наш выпуск вели Игорь Бессонов и Татьяна Сухова. И если мы сложились как художники и обогащены личностно, то только благодаря им. Нас научили видеть красоту линии. Мы обрели пластическое видение мира. Лариса Данилова нас учила воспринимать живую историю искусств и мир выставок. Мне даже жаль, что моя учеба закончилась, но я рада, что посчастливилось быть и расти рядом с такими людьми. Хотя у нас были одни учителя, но мы все разные, каждый из группы имеет свое лицо. Нам дали свободу, научили больше чувствовать себя. Отсюда, возможно, и наше своеволие, и самостоятельность суждений. «Бессонов дает слишком индивидуальную манеру обучения», - отозвался об этом Владимир Бычинский, преподаватель Красноярского института.
О работах первого выпуска говорили: это полностью стиль Бессонова. Второй выпуск был из другой оперы, совершенно не вписывался в струю первого. Третий выпуск стал переломным в отношении к нашему училищу. Стало вырисовываться его лицо, столь не похожее на другие художественные заведения. Нам еще нельзя говорить о Школе. Пока есть только линия, или манера письма, специфического видение мира. Но и это уже много.
Событием выставки явилась презентация каталога дипломных работ. Для нашего училища это стало почти традицией. В 2004 г. был выпущен каталог дипломных работ 1 выпуска. Позже хотели выпустить альбом и второго, но не нашли спонсора. Правда, и наш был издан всего в 20-ти экземплярах и не достался почти никому, кроме участников выставки.
Открытие выставки началось со слов директора училища. Элла Мацуева-Гомберг поздравила с тем, что все получили дипломы. Для знающих людей это ясный намек на нашу успеваемость. Диплом о среднем образовании тяжело получить. Некоторых людей пришлось просто тянуть за уши - так они не хотели учиться.
Удивило и порадовало мнение профессионала. Петр Рещиков искренне сказал, что если б у него была возможность снова учиться, то он поступал бы только в Новокузнецкое Училище искусств. Выступил Николай Старцев, президент Фонда имени Ермакова, постоянного спонсора училища (отдельным студентам - и художникам, и музыкантам - фонд выплачивает именные стипендии). Он поздравил всех с открытием выставки и отдельно своего стипендиата, вашего покорного слугу.
Темпы открытия. Когда я вошла в зал галереи, сразу оказалась в гуще народа, знакомых и незнакомых лиц. И сразу меня стало метать от одного к другому. Людей, к которым хотелось подойти, держали разговорами. Все официальная часть чуть не была смята бурным общением публики. Большинство зрителей пришло на час раньше, успели все посмотреть и кое-как сдерживали свои эмоции. Хотелось делиться ощущениями. Поэтому все с напряжением слушали множество речей. В конце их все с большим облегчением зашумели и бросились к своим собеседникам.
Не все из участников захотели прийти на открытие. В этом событии были и отрицательные, и положительные моменты. Положительные: издание каталога, встреча с ребятами. Не очень приятные воспоминания были связаны с подготовкой к защите.
Во время написания и защиты дипломов все претерпели мучения и страсти. Единственный из нас, кто меньше всех волновался, был Дима Шубенкин. Вот почему на его работу смотришь легко, она ничем не напрягает. Иногда я думаю, мы могли бы лучше. С другой стороны: как смогли, так и сделали. Некоторые работы на защите подверглись жестокой критике, Например, «Голгофа» Ильи Ключникова. Сказали: мальчишка, и замахнулся на такую тему! А она ему не по плечам. Хулили за незаконченность работу Петра Гулидова «Тень повседневности».
Работу Натальи Федоровской, искренне и с любовью выполненную, не хотели воспринимать всерьез. У многих, в том числе у Александра Суслова, ее «Зоопарк» вызвал негодование и обвинение в салонности. Хотя она была художественно выполнена. Не в смысле правильности, но в смысле художественного восприятия действительности. Уже поэтому ее нельзя назвать салонной.
Наши студенты имеют свое мнение, и это было одной из причин критического отношения к их работам не только со стороны публики, но и художественных школ, например, Красноярска.
Наши работы очень понравились председателю цикловой комиссии, Сергею Горбатко, доценту Красноярского института. Он был рад видеть новый контингент молодых людей, которые обещают стать интересными художниками, приглашал в свой институт. Пять человек купились на это приглашение и поехали: Петр, Ира, Илья, Олеся и я. Тем более, что там учились наши предшественники-новокузнечане. Среди общего потока абитуриентов мы со своими работами выглядели белыми воронами. Все смотрели на наши работы и удивлялись. Преподаватели, зайдя в кабинет, сразу по диагонали направлялись к нам и прорывались через все баррикады, которыми мы пытались оградиться от назойливого внимания. Но это была горькая слава: мы чувствовали, что им наши работы не нравятся. А нам не нравились одинаковые штудии остальных детей. Ира по этому поводу заметила, что «Мы - мутанты», а Илья ругался, вспоминая работы других абитуров, и кричал: «Обезьяны! Ремесленники!». А потом мы сидели в кафе и спрашивали друг у друга: «Зачем мы вообще сюда поехали? Сплошная агитация!».
Дело кончилось грустно. Взяли только двоих, Иру и Илью, за более академическое письмо, а остальным занизили оценки, особенно Олесе. Потом мы решили: не ей там учиться и жить под таким давлением академических рамок. Олеся менее всех нас выносит давление и совершенно перестала бы там писать. Я думаю, и ее диплом говорит об этом. Ширь и свобода водного пространства, в котором купаются люди.
Мы пытались опротестовать наши оценки, но безуспешно. Бычинский обронил фразу: «Некоторые из ваших выпускников учатся у нас. С Никитой Ключниковым (старший брат Ильи - прим. автора) у нас много проблем». И мы без слов поняли, что тот отстаивает стиль Бессонова. Ректор института, Покровский, сказал: «Возможно, в этом году мы не совсем лояльно отнеслись к Новокузнецкому училищу... Вас отличает прежде всего композиция (очень интересные композиционные решения) и живопись. Но всегда слабый рисунок»
Отзывы о выставке. Стоило прийти: нас хвалили!? Самые разгромные работы вызвали бурю эмоций. Очень понравилась работа Петра. Сказали, что в ней есть чувство ветра и ощущение взрыва чувств. Зрители уловили одно из качеств Петиного характера.
«Я искала личность художника всю свою жизнь...», - утверждает другую оценку один из педагогов выпуска, искусствовед Лариса Данилова. - «С точки зрения академической школы, к этим работам есть и будет много замечаний. Но для меня признак состоявшейся работы - когда я вижу и чувствую за ней личность. И для меня это самое главное. Несмотря на все несовершенства ваших работ, я не ожидала увидеть в них столько личностной зрелости в той степени, в какой вы ее выдали. В каждой работе видишь плюсы и минусы. Но когда смотришь на выставку в целом, она производит очень сильное, серьезное впечатление своей созерцательностью, значительностью. А на наших городских выставках я встречаю это качество нечасто».
Мнение автора. Никогда мы не сравняемся с первым звездным выпуском, в котором были такие величины, как Таня Подмаркова и Никита Ключников. Хотя бы потому, что мы другие. Я прекрасно знаю все наши достоинства и недостатки, все наши слабости. Я знаю, почему каждый из нас сделал что-то в своей работе так, а не иначе. Где упал, а где выложился. К дипломам можно предъявить много претензий. Не все закончены, дотянуты до конца. Но странное дело! Когда я смотрела на наши работы в пустой галерее, то почувствовала, что от них исходит радость и живое восприятие жизни. А для меня лично - еще и атмосфера дома, теплого и родного. Вот почему я ухожу от наших работ легко и с радостью, с каким-то благим и спокойным чувством оставленного позади.
Послесловие об участниках. Дима Шубенкин стал студентом 1 курса фортепианного отделения нашего училища. Когда первокурсники на Посвящении узнали об этом, поднялись овации. Все визжали, кричали и свистели от восторга. Вот тебе и сын иконописца!
Ира Луцишина и Илья Ключников учатся на 1 курсе Красноярского художественного института. Лена Тимофеева поступила в Томский институт бизнеса на «дизайн среды».
Петр Гулидов, Олеся Медведкова и я планируем поехать на следующий год в Новосибирск, и поступать на монументальную живопись.
Денис Понасенко, семейный человек, работает дизайнером. Именно он оформлял каталог нашего выпуска и после этого получил приглашение на постоянную работу.
Юля Прошкина, Петр Гулидов и Наталья Федоровская работают в школах искусств.
Вадим Некрасов работал уже со второго курса художником по камню. Остальные в своих занятиях не определились.
У новокузнечан есть возможность увидеть нашу выставку до 27 октября. Детская картинная галерея на Кирова 7 работает в будни с 10 до 19 часов, а в пятницу до трех дня.

ПОДРОБНЕЕ О ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ 






Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: