Под чью дудку пляшут цены?

Под чью дудку пляшут цены?

Местные новостиНа Хуторе
Подведем черту под очередным хуторовским опросом. Проголосовавшим не откажешь в изрядной проницательности - их мнение в значительной мере совпадает с позициями аналитиков рынка

В результате проведенного нами опроса хуторян "Чем можно объяснить резкое повышение цен на продукты?" (890 опрошенных) картина по трем ведущим ответам получилась следующая:

Чиновники «упустили из рук» ситуацию с инфляцией; 22.9% 204
Политические закулисные игры; 16.4% 146
Крупные перепродавцы устроили ценовой сговор; 14.7% 131

Уже две недели главной темой российских СМИ является тема "внезапного" роста цен на продукты питания. Почему-то именно во время избирательной кампании в России - не раньше и не позже - у жителей Китая и Индии внезапно вырос аппетит. В этом нас пытается убедить Минэкономики РФ. Еще одна причина роста цен на продукты питания была оперативно озвучена одним из лидеров "партии власти". Он разоблачил "сговор" неких крупных компаний.

На днях аналитики известного американского банка Goldman Sachs высказали мнение, что цены на продукты питания в России будут расти и  дальше. Разумеется, этот тренд - давно не открытие. Цены на сырье, в том числе и сельскохозяйственное, растут и будут расти, и было бы удивительно, если бы они вдруг начали падать. Что же касается причин их РЕЗКОГО роста в России, то американские аналитики их никак не объясняют. И это понятно: западные экономисты, как правило, объясняют все события в российской экономике мировыми трендами, поскольку понять особенности нашей экономики они до сих пор просто не в состоянии. Но именно эти особенности и являются главной причиной того, что цены на продукты питания в России не просто растут - как во всем мире - но растут, во-первых, невероятными темпами, а во-вторых, в ситуации, когда Правительство России на самом деле располагает эффективными инструментами сдерживания этого роста. К примеру, Правительство РФ давно могло снизить пошлины на импорт продовольствия и повысить пошлины на его экспорт. Зачем для этого нужно было ждать мифического "сговора"?

Так в чем же основные причины резкого роста цен на продукты питания?

Причина первая - резкий рост издержек на содержание многочисленных "контролеров". Возьмем, к примеру, расходы на содержание разного рода ведомств. Приведем лишь один объективный факт. В настоящее время санитарное ведомство берет с импортеров алкоголя по 11 - 12 тысяч рублей с каждого наименования продукции на "проведение экспертизы" и еще по 4 бутылки вина опять-таки каждого наименования "на пробу". Представим себе, что некоторые всемирно известные вина ввозились в Россию в количестве 100, 50, а то и всего нескольких бутылок для известных ресторанов или коллекционеров. Разумеется, теперь, после этих нововведений, великие вина уже никто официально не ввозит (а ввозит только нелегально - через систему магазинов беспошлинной торговли в аэропортах), так как никто не собирается из 10 бутылок вина стоимостью от 500 долларов и выше четыре отдавать "экспертам на пробы".

Санитарные ведомства не так давно обратили внимание на производство молока и других молочных продуктов. Где аналитики, которые бы исследовали российский рынок и просчитали движение продовольственной продукции до конечного потребителя? Элементарный анализ показывает, что за последние 2 - 3 года издержки компаний, связанные с выполнением многочисленных и раздутых требований различных ведомств, возросли примерно в 2(!) раза и составляют сегодня от 10% (в крупных компаниях) до 30% (для мелких компаний) торговой наценки.

Почему никто не анализирует реальное состояние бывших колхозов и совхозов, большая часть из которых находится в состоянии почти полной деградации? Почему никто не пишет, что деньги, выделяемые государством на поддержку и развитие сельского хозяйства, не доходят до крестьянина, а оседают в карманах чиновников и на счетах агропромышленных монополий? Почему никто не проводит профессиональных расследований причин исчезновения с прилавков, к примеру, Астрахани муки и растительного масла? Видимо, проще объяснить рост цен мифическим "сговором" анонимных субъектов - тогда и дискутировать будет не о чем. Причина вторая - монополизация продовольственного рынка.

Правительство Фрадкова год назад признало провал алкогольной реформы, объявив выговоры трем представителям Минэкономики, но выводов не сделало никаких. Никто не был наказан. Более того, чиновники не только не пересмотрели своей политики, но в силу безнаказанности вошли в раж, так что "реформы" перекинулись и на другие сферы и прежде всего на пищевую отрасль.

Вторая причина - помимо усиления различных способов контроля за оборотом самых разных видов продукции, Минэкономики РФ и Правительство в целом взяли курс на так называемое "укрупнение" компаний. В итоге вместо того, чтобы создавать эффективную и относительно простую систему контроля за качеством продукции, чиновники повсеместно организуют контроль за самими компаниями. В результате "укрупнения компаний" (увеличение уставного капитала, ужесточение требований к процессу выдачи лицензий и т. п.) уничтожаются тысячи мелких и средних компаний, производящих зерно, мясо, молоко и другую продукцию. Разве не чиновники Минэкономики год назад стали говорить о необходимости сокращения количества в России мясокомбинатов на том основании, что большое количество мясокомбинатов сложно-де контролировать! Даже цифры назывались: в СССР, мол, было всего пятьсот мясокомбинатов, а сейчас - пять тысяч. Непорядок. Почему-то наши совковые "контролеры" никак не могут осознать тот простой факт, что лучшая в мире колбаса, лучший сыр или лучшее масло производятся в маленьких частных хозяйствах, а лучшее вино производится ручным способом в маленьких шато. Западный мир давно стремится к выпуску экологически чистой продукции, всячески поддерживая небольшие частные и семейные предприятия, а чиновники МЭРТ России взяли курс на укрупнение компаний по всем отраслям экономики, а потом "удивляются" росту цен и прочим безобразиям и пытаются убедить нас, что в этих безобразиях виноваты китайцы и индийцы. Правительство Фрадкова собственными руками создало крупные компании так называемых перекупщиков. Так что сегодня ни один фермер не в состоянии самостоятельно добраться до рынка. Правительство само создало все условия для "сговора" компаний-монополистов. И даже если специального сговора не было (а его, скорее всего, не было), компании-монополисты объективно стремятся к росту продажной цены. Конкуренция пепси-колы и кока-колы - известный миф. На деле компании-монополисты всегда скоординировано держат выгодную для себя цену даже без специальных соглашений и официальных "сговоров".

Причина третья - диктат розничных сетей. Монополисты продовольственного рынка - это не только компании-перекупщики, как нас пытаются убедить официальные ньюсмейкеры. В последнее время в России монополизируются и производство, и розничные сети. Широко известно, что компания-поставщик может зайти с молоком, хлебом, колбасой и другими продуктами в любую розничную сеть лишь в том случае, если заплатит торговой сети так называемый "бюджет", дающий право на вход в магазины этой сети" Очевидно и то, что проплачивать такие бюджеты могут только крупные компании, то есть такие же монополисты. Никакой частный фермер, даже если он производит суперкачественную и супердешевую продукцию, никогда не пробьется ни в один супермаркет.

В общем, ясно одно: рост цен на продукты питания - это отсутствие комплексной государственной политики, направленной на развитие малого бизнеса в сфере производства и оборота продуктов питания, на борьбу с монополизацией различных сегментов продовольственного рынка, а также с ростом "накладных расходов", прежде всего расходов на содержание самой бюрократии. (по материалам КП)

 

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2369 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости