Москва решила помочь школьникам подготовиться к ЕГЭ...

Москва решила помочь школьникам подготовиться к ЕГЭ...

В стране и миреВ мире
31 октября в Москве прошла Коллегия Министерства образования и науки, на которой подводили итоги проведения Единого государственного экзамена в прошедшем учебном году. Как сказал министр Андрей Фурсенко, "этот поезд уже никто не остановит, но надо, чтобы он пришел на правильную станцию".

Только что принято решение о том, что в конце этого учебного года выпускники московских школ будут сдавать Единый экзамен по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Как и в прошлом году, у столичных школьников будет не два, а три обязательных экзамена: литература пока остается в этом списке. Экзамен по литературе пройдет либо в форме сочинения, либо в виде обычного устного экзамена. Вступительные испытания по предметам, не вошедшим в список обязательных к сдаче в форме ЕГЭ, вузы Москвы (в отличие от провинциальных) будут проводить в традиционной форме. Москва долго сопротивлялась введению ЕГЭ. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, правительство столицы решило поддержать своих выпускников, создав бесплатную виртуальную систему подготовки к Единому экзамену по русскому языку и математике. Об этом "Русскому журналу" рассказывает проректор Московского Института открытого образования, директор Московского Центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

"Русский журнал": Вы всегда выступали противником ЕГЭ по математике. Что-то изменилось?

Иван Ященко: Да нет. Я по-прежнему являюсь противником содержания ЕГЭ по математике. И, как директор Центра непрерывного математического образования, считаю, что введение единого экзамена - это тяжелый удар по нашему математическому образованию и движение его в сторону американского (далеко не самого передового). И хотя некоторые говорят, что задачи части "С" - это традиционный экзамен в технические вузы, части "А" и "Б" - это по-прежнему тесты, а часть "А" еще и с выбором ответа. Это видно по демоверсии 2008 года: в существенной части задач "А" и "Б" нужно не умение рассуждать или знание тригонометрии либо логарифмов, а тупое умение подставлять данные числа в формулы и "угадывание". Ведь когда тебе говорят: реши тригонометрическое уравнение и даны четыре варианта ответа, совершенно не нужно это делать. Подставил ответ - и вперед! На тройку такого "решения" вполне хватает, и это полная беда.

Нас всегда учили: сначала реши задачу, а потом проверь, как ты это сделал. А теперь, если ответ уже дан, решать ничего не нужно. Достаточно сделать только "проверку" - то есть подстановку и вычисление. Это важное умение, но к нему не должно сводиться все образование.

Поэтому мы будем объяснять, что, если страна по-прежнему хочет иметь в России лучших ученых, обеспечивающих прорыв в наукоемких областях промышленности, нужно крепко призадуматься, каким будет содержание ЕГЭ, и привлечь к этому ученых Российской академии наук (но не как это иногда делается для формальной экспертизы: дали на отзыв - отзыв академиков отрицательный, зато от "своих" людей несколько положительных). Мы понимаем, что экзамен во многом определяет содержание образования, а нынешний его вариант ориентирует на натаскивание, а не на реальную математическую грамотность и развитие способностей.

РЖ: Было бы идеально сделать дифференцированный ЕГЭ по математике: один для базовой школы, а другой - для профильной...

И.Я: Это было бы неплохо. Но сейчас вообще пытаются отменить экзамен по математике, аргументируя это плохими результатами по ЕГЭ. Однако всем понятно, что отмена экзамена окончательно добьет математическое образование. К тому же математика, кроме всего прочего, учит трудиться. А трудиться - неохота.

С нашей точки зрения, экзамен нужно делать двухуровневым: для тех, кто собирается поступать в вуз соответствующего направления, и для тех, кто не будет этого делать. Но экзамен должен быть обязательным. Человек должен уметь письменно излагать свои мысли по математике, а не просто давать ответы (или выбирать их из четырех вариантов).

РЖ: И тем не менее вы занялись подготовкой к ЕГЭ...

И.Я.: Да. Поскольку ЕГЭ по математике объявлен обязательным в следующем году, я, как завкафедрой математики и проректор МИОО, ощущаю персональную ответственность за учителей и московских детей. Мы не можем их бросить.

В рамках "Года ребенка" московским правительством объявлена программа подготовки детей к ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дистанционная система. Каждый московский школьник может под своим личным логином и паролем, который он получает в школе (это совершенно бесплатно), зайти на сайт http://www.mioo.ru/ и потренироваться по ЕГЭ. Там размещены тренировочные материалы, материалы для диагностики (проверь себя), справочники.

С помощью этой системы в Москве только что проведены две диагностические работы по русскому языку и математике, чтобы проверить готовность ребят к ЕГЭ на данный момент, выявить наиболее проблемные места, обеспечить этой информацией учителей, родителей, детей и дать им нужные материалы для подготовки.

Дело в том, что на ЕГЭ по математике в нынешнем его виде (если нужно просто выбрать ответы) детей можно надрессировать. В том числе - с помощью компьютера. И мы создали такую систему, которая позволит сильным детям подготовиться к первым двум частям - "А" и "Б" (чтобы просто не сделать ошибок), а слабым - сдать экзамен хотя бы на тройку. Но мы готовим выпускников и к части "С". На сервере имеется довольно хороший теоретический материал, плюс ребенок может отсканировать свою работу по части "С" и прислать нам. Она будет проверена, а школьнику дадут советы.

Такая дистанционная система позволяет, если ребенок заболел, готовиться дома. А кроме того, в процесс подготовки реально включается семья.

РЖ: Каким образом?

И.Я.: А вот каким: утром дети написали пробную диагностическую работу, а в восемь вечера (мы наблюдаем это по статистике Rambler'а, свидетельствующей о том, что сайт www.mioo.ru по посещаемости занимает пятое место) все пришли домой и с родителями, друзьями вошли на сайт под своим логином и смотрят работу, анализируют, сравнивают...

На полную мощность система заработает к декабрю, когда в ней будут уже методические материалы на все темы, в том числе психологический раздел (там дадут советы по психологии поведения на экзамене в зависимости от склада ребенка).

РЖ: К ЕГЭ ведь нужно готовить и учителей?

И.Я.: Конечно! У нас в этом году аншлаг на курсах повышения квалификации учителей. Преподавателей нужно не только научить готовить к ЕГЭ детей, но некоторых и самих подучить решать именно эти задачи. А самое главное - обучить специфике проверки.

Тут есть свои сложности. Как отмечают американцы, одно из ключевых отличий нашего математического образования от американского в том, что у нас учителя проверяют тетрадки с ходом решения, а у них - смотрят только ответы. В ЕГЭ - так как задач очень много - если ребенок будет писать подробное решение, как он привык, он просто ничего не успеет. Но, с другой стороны, чтобы не насажать ошибок, нужно какие-то ключевые места записывать. К этому тоже следует отдельно готовить.

РЖ: 23 и 25 октября с использованием новой дистанционной системы прошли диагностические работы по русскому языку и математике. Сколько школьников в этом участвовало и какие у вас впечатления?

И.Я.: Всего в Москве ожидается более шестидесяти тысяч выпускников, из них сорок шесть тысяч уже получили пароли в новой электронной системе. То есть в систему уже включилось больше тысячи московских школ, которые выдали пароли больше чем сорока тысячам детей.

Ребята могли писать экзамен как обычным образом (школа скачала через интернет тексты, выдала их ученикам и проверила), так и онлайн, на компьютере. И девять тысяч человек написали пробный экзамен по математике онлайн. (Сейчас идет проверка части "С".) Уже видны слабые места, над которыми надо поработать к экзамену. Например, это тривиальное неумение читать условие задачи и четко давать ответ на поставленный вопрос в нужной форме (на ЕГЭ нельзя написать ½ вместо 0,5), есть проблемы в работе с отрицательными числами и раскрытием скобок, которые мы уже заметили на независимой проверке в 9-м и 6-м классах, - они сказываются в 11-м. Виден мощный провал по геометрии - она, конечно, не входит в "школьную" часть ЕГЭ, но...

Это первый прецедент. Комплексный подход к подготовке к ЕГЭ в масштабах региона, который включает в себя повышение квалификации учителей, консультативные пункты для педагогов и детей. Все это позволяет учителю использовать наши материалы на уроках (а компьютер освобождает его от натаскивания ученика на отработку технических навыков). Мы играем еще на том, что дети любят сидеть в чатах, они могут обсуждать (и уже обсуждают!) в них задачи по математике или работы по русскому, а это очень важно и полезно.

Мы верим, что наша система поможет и ученику, и родителю. И учителю, который неожиданно оказался обязанным готовить учеников к ЕГЭ.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1992 / сегодня: 1

Комментарии /2

23:2824-05-2008
 
 
Читатель
эге это способ повысить рабочий класс.70% двоек те кто его придумал сами его не здадут.просто в этот проект вложили много денег, а учащиеся должны страдать.я считаю, что это бред эге надо отменить

17:1406-07-2011
 
 
Елена
я полностью согласна.надо отменить егэ!!!!!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире