Жизнь после реформы

Жизнь после реформы

В стране и миреВ мире
Как спасти "модернизированное" образование
В 2007 г. было принято множество актов, завершающих работу по созданию законодательной базы под так называемую программу модернизации образования. Сделано это вопреки многочисленным протестам и обоснованной критике, с активнейшим привлечением административного ресурса. В итоге принятые решения можно разделить на три части: крайне сомнительные (например, ЕГЭ); имитационные ("без вести пропавший" закон об обязательном общем среднем образовании, действующий с 1 сентября с.г., не подкреплен ни материально, ни организационно); и, наконец, - плохо подготовленные (законы о стандартах и двухуровневой системе приняты, но сдвигов к обновлению содержания образования не предвидится).



Дурная закономерность

На мой взгляд, стартовавшая в 2001 г. программа модернизации ориентирована на решение мнимых, а не подлинных проблем образования, частных, но не сущностных задач. Развитие событий свидетельствует о "дурной закономерности", наличии неких скрытых факторов, определяющих современную политику в образовании. Таких факторов несколько.

Во-первых, это отчуждение представителей власти от системы образования. Более того, налицо безудержное высокомерие власти. Дискуссии об образовании и отчеты министерства остались в прошлом. Мнения оппонентов игнорируются. Множество людей и идей не востребовано. Принципиальные решения подготавливаются закрытым и весьма ограниченным контингентом.

Во-вторых, неразвитость структур гражданского общества. Нет профессиональных сообществ, способных отстаивать интересы дела (единственное исключение - Союз ректоров).

В-третьих, воинствующий экономизм. Господствует взгляд на систему образования как на рынок образовательных продуктов и услуг. Отсюда предлагаются меры, пронизанные идеей создания рыночных механизмов. Но в жизни все намного сложнее, например, главный критерий качества работы учителя - состоявшиеся судьбы его учеников, поэтому надежды "реформаторов" на создание системы оплаты в зависимости от формальных критериев изначально обречены на провал.

Четвертый фактор несколько условно можно назвать вестернизацией: внедряются модели (а скорее их эрзацы), принятые за рубежом, но далеко не всегда прививающиеся на российской почве. Один из ярких примеров - тотальное распространение в системе образования конкурсов, грантов, тендеров. По форме красиво, по существу - издевательство над здравым смыслом. Плодятся халтура и коррупция, поскольку главными судьями являются чиновники, определяющие "победителей" задолго до объявления конкурса.

Но ключевой момент - идеологический. Принято полагать, что в современной России отсутствует идеология. Это не так. Идеология есть, просто ее неприлично открыто обозначать: строится общество потребления для отдельно взятых потребителей. Приведу замечательную цитату министра Андрея Фурсенко, который, выступая на озере Селигер перед участниками движения "Наши", заявил, что главное - "взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, придуманные другими". Следствия - примитивизация содержания, нарастание неравенства в доступе к качественному образованию, ликвидация социальных лифтов. Потребители не способны решать те многочисленные и трудные задачи, которые встают на пути прогресса России.

Необходим, следовательно, поиск новой модели устроения общественной жизни, в полной мере учитывающий интересы личности, общества, государства. Нужны правила игры, при которых каждый человек будет уверен, что его честный труд - гарантия достойной жизни. Лишь при этом условии самая разумная и выверенная стратегия развития страны может быть реализована.



Политика "трёх О"

В качестве гипотезы можно предложить такую формулу. России предстоит переход от временной фазы общества потребления к обществу созидания, которое может строиться только на идеалах гуманизма, принципах социальной справедливости, интеллектуальной свободы, уважения к мастерству и честному труду. На основе этой гипотезы и выстраивается образовательная политика.

Прежде всего необходимо добиться резкого увеличения объема общественного труда, вкладываемого в образование. Это потребует привлечения значительных интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов. Речь должна идти о решительном изменении отношения государства к образованию: от остаточного принципа к принципу подлинной приоритетности. Механизмы: существенный рост бюджетного финансирования, легализация форм участия общества в поддержке системы образования; налоговое благоприятствование инвесторам в сферу образования.

Изменение порочной системы принятия решений возможно лишь при переходе от чисто государственной (а в реальности узковедомственной) системы управления к общественно-государственной, что требует дебюрократизации. Должны быть созданы общественные структуры и профессиональные сообщества, принимающие на себя ответственность за значительную часть решений в этой сфере. Разделение ответственности между государственными и общественными структурами, процедуры принятия решений, выборов и назначений руководителей определяются специальными законами.

Образование должно опираться на политику "трех О". "Принцип открытости" предполагает гласное освещение и полное представление информации о событиях, происходящих в сфере образования, всех подготавливаемых решениях. "Принцип обоснованности" означает ведение постоянной широкой дискуссии о проблемах образования и предлагаемых способах их решения. Должна быть налажена объективная система профессиональной и общественной экспертизы, отработана процедура принятия решений, защищающая систему от грубых ошибок и волюнтаризма. Следование "принципу ответственности" требует как регулярной и полной отчетности (включая финансовую) государственных и общественных структур, так и узаконивание соответствующих форм ответственности.

Для реализации этих принципов необходимы независимые организации, специализирующиеся на сборе, обработке и публикации статистических отчетов о состоянии системы образования. Подобная система существовала в дореволюционной России, где регулярно публиковались полные отчеты учреждений - от министерства просвещения до уездных структур и земских учреждений.



Менять нужно всё!

Необходима демократизация всей системы образования. Предстоит воссоздание социального лифта, позволяющего способным учащимся беспрепятственно продолжать образование независимо от имущественного ценза семьи, места жительства, национальности. В частности, нужна система адресной поддержки, компенсирующей неравенство. Существенный шаг - стимулирование учебных успехов и образовательного ценза. Другая сторона дела - наличие объективной системы оценки и отбора способных учащихся, студентов, аспирантов.

Особое значение имеет принцип солидарной ответственности общества и государства за создание эффективной системы образования. Пора положить конец спекуляциям на чувстве долга людей, работающих в этой сфере. Должны быть приняты неотложные меры, позволяющие поэтапно, но достаточно быстро создать систему материальных и моральных стимулов для работников системы образования всех категорий. Одновременно следует заняться созданием условий для профессионального роста, уделив первостепенное внимание сильно запущенным системам повышения квалификации, выпуску методических пособий, созданию педагогических сообществ.

В большой мере эффективность работы национальной системы образования зависит от качества разработок, методик, т.е. от того комплекса, который принято называть педагогической наукой. В этой связи возникает множество задач - проблема качества педагогических диссертаций, выпуска научно-методической литературы и в том числе периодических изданий. Речь идет об организации всего комплекса педагогических исследований и разработок. В радикальном реформировании нуждается Российская академия образования, находящаяся в плачевном состоянии.

Эффективность обучения во многом зависит от материальной базы - наличия разнообразной научно-методической, научно-популярной, справочной литературы; электронных пособий, всевозможного лабораторного оборудования и т.д. Для этого необходимо возрождение отечественной образовательной индустрии с учетом современных технических возможностей. Речь идет о создании новой крупной отрасли производства, экономически весьма привлекательной.

Многочисленные доработки закона об образовании и новые связанные с ними акты, принятые в последнее время, привели к противоречиям и пробелам в законодательстве, необозримости свода в целом. Злободневна поэтому разработка единого Образовательного кодекса, регулирующего все вопросы, относящиеся к этой сфере, и устраняющего ошибки последних лет.

Школы - это наиболее массовая форма обучения; здесь обучаются около 15 млн детей. Соответственно, именно система общего среднего образования нуждается в максимальном внимании со стороны общества и государства. За последние 15 лет в школе накопились многие кризисные явления. Необходима поэтому широкая программа действий. Без воссоздания министерства народного просвещения не обойтись. В последнее десятилетие (впервые начиная с 1803 г.) в стране отсутствует государственный орган, ответственный за состояние школы.

В существенных переменах нуждается и высшая школа. Экстенсивный рост числа вузов и студентов - не основание для гордости. Пересмотр сети высших учебных заведений в сторону сокращения - мера непопулярная, но сегодня необходимая. Речь должна идти о создании реальной системы непрерывного образования, позволяющей в течение жизни постепенно повышать образовательный ценз и обретать новые профессии.

Государственная история России - это история примерно 40 поколений. Будущее страны зависит от того, способно ли новое, 41-е поколение решить сложнейшие задачи.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1404 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире