до юбилея
340 дней
 
Сложение минусов

Сложение минусов

В стране и миреВ мире
"Сегодня кандидатами и докторами наук становятся все кому не лень - политики, депутаты, чиновники, звезды шоу-бизнеса. А сколько академий и - соответственно - академиков развелось в последнее время! Настоящие ученые, входящие в узкий и элитарный клуб РАН, растворились в массе всевозможных академиков сатиры, юмора и оккультных наук. У каждой академии свои символы, знаки отличия, дипломы и прочие атрибуты. Да, тешить самолюбие никому не запретишь, но хорошо бы понапрасну не полоскать слово "академия". Пусть это все называется как-то иначе", - заявил "Итогам" ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий
Во всем цивилизованном мире давно приняты отличные от прочих университетские дипломы. Это своеобразный знак качества. Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что и нам стоит попробовать

25 января в Московском государственном университете имени Ломоносова снова будут наливать медовуху по случаю Татьяниного дня, традиционно отмечаемого как День студента. Между тем ректор МГУ Виктор Садовничий и в канун праздника настроен говорить о проблемах, по-прежнему стоящих перед российской высшей школой.

- Это праздник со слезами на глазах, Виктор Антонович?

- Ну, не так категорически! Хотя иногда возникает ощущение, будто высшая школа остается экспериментальным полигоном. Увы, в 90-е годы порядком наломали дров, сегодня приходится расхлебывать последствия той поры, когда любые три человека могли собраться в частной квартире и объявить ее университетом, получить лицензию. Формально все делалось по закону.

- И много таких шарашкиных контор наплодить успели?

- Судите сами. В советское время на всю Россию было около шестисот вузов, а сейчас лишь негосударственных высших образовательных учреждений и их филиалов насчитывается 3345. В какой-то момент чуть ли не в каждом райцентре выдавали институтские дипломы стандартного образца.

- Гарантируя качество образования?

- Вы же понимаете, набрать такое количество квалифицированных преподавателей было негде, страна не располагала потенциалом, чтобы удержать заявленную планку. В итоге, с одной стороны, сегодня у нас приходится 500 студентов на десять тысяч населения, и по этому показателю мы вышли в мировые лидеры, с другой - уровень подготовки дипломированных специалистов заметно снизился. Конечно, тягу к знаниям надо только приветствовать, люди, пришедшие учиться, ни в чем не виноваты. Вопрос следует адресовать ответственным за формирование учебных программ, а они частенько не озабочены этой проблемой. Мол, обязательные курсы и дисциплины представлены, остальное же нас не касается. Словно название предмета способно заменить суть. Важно ведь не только, о чем читают лекции, но кто и как. Вот и получается: в стране около семи миллионов студентов, а качество подготовки выпускников постоянно падает. На этом фоне добавилась тема болонской двухуровневой системы...

- ...против которой вы по-прежнему выступаете?

- Поясню. Нельзя механически переносить модель, трактовать ее излишне прямолинейно. Если где-то система сработала, совсем не факт, что все выйдет и у нас. Нужно учитывать специфику и традиции конкретной страны, понять, какая цель преследуется. Внешне схема выглядит заманчиво: четыре года базового образования для каждого, а дальше - по потребностям и возможностям. При этом не берутся в расчет существенные нюансы. Так, в большинстве европейских стран в школе учатся 12 лет, в Германии и вовсе 13. Как минимум на год, а то и на два дольше, чем в России! Изначально нам предлагали присваивать степень бакалавра после трех прослушанных институтских курсов. Недопустимо мало! Кроме того, не понимаю, почему так рьяно отстаивается тезис о "конвертируемости" диплома болонского образца. Дескать, с этим документом можно искать работу по всему миру, его везде примут и признают. Мне всегда казалось, наша задача - подготовка специалистов для российской экономики, а не стимулирование эмиграции. Вспомните, чем обернулся для России мощнейший отток ученых в начале 90-х, когда многие молодые таланты предпочли уехать за рубеж: число научных сотрудников сократилось вдвое, мы до сих пор в полной мере не оправились от того удара. Словом, легкость отъезда конвертируемых специалистов не является для меня весомым аргументом поддержки болонской системы.

- Значит, что немцу - хорошо, то русскому - смерть?

- У Германии была своя миграция - послевоенная, в результате нее отдельные научные направления так и не удалось восстановить. Не думаю, что и сегодня немцы в восторге от форсированной утечки умов. Иначе они столь жестко не оппонировали бы линейному пониманию болонской системы.

- Но у нас решение вроде бы принято окончательное?

- С оговорками, о которых я вам и рассказываю. Мы настаиваем на сохранении пятилетнего образовательного цикла по ряду специальностей. Тут могут быть медицина, юриспруденция, фундаментальная наука - математика, физика, химия. Более того, считаю, некоторым ведущим вузам страны надо дать право самостоятельно решать, переходить на систему "бакалавр - магистр" или все же погодить. Зачем искусственно понижать достигнутый уровень образования? Сошлюсь на опыт МГУ. В последние годы я провел с десяток семинаров, на которых сравнивалось качество преподавания естественных дисциплин в 50-70 ведущих университетах мира, включая Беркли, Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Сорбонну. В семинарах участвовали академики и профессора, работающие в этих вузах. Только они имели право высказывать мнение и выставлять оценку. Мы сопоставили учебные и лекционные планы, нагрузки, научную работу студентов, способы контроля за тем, как они усваивают получаемый материал. Словом, комплексный анализ. В итоге дружно пришли к выводу, что фундаментальная подготовка в МГУ в первые пять лет обучения по насыщенности и объему примерно в два раза выше, чем в любом другом университете мира. У нас, например, читаются все сколь-нибудь значимые курсы по математике. Подобным не может похвастать никто. Другое дело, что мы теряем позиции в аспирантской и особенно в постаспирантской подготовке. На Западе успешно работает система так называемых постдоков, позволяющая на 4-6 лет оставлять талантливую молодежь в стенах вузов и готовить из нее по-настоящему высококлассных специалистов. В зарубежных институтах аспирант - основная ударная сила.

- У нас же это часто способ закосить от призыва в армию.

- Или инструмент для продления иногородними пребывания в столице. Серьезная проблема! Но, решая ее, необязательно разрушать систему базового университетского образования. Вспоминаю мехмат периода моего обучения в МГУ. На факультете читалось - вдумайтесь в цифру! - пятьсот спецкурсов и семинаров в дополнение к обязательной учебной программе. Студенты рано включались в научную деятельность, закрепляли теорию на практике, могли углубить знания в конкретных областях. Нет, я не против двухуровневой системы. Я за свободу выбора. В конце концов, бакалавриат существует в МГУ лет десять, но правом завершить обучение после четырех лет пользуются пять студентов из каждых ста. Остальные хотят учиться дальше, так не надо им мешать!

Один из глобальных планов ректора МГУ - создание образовательного кодекса. Разрабатывается этот свод законов на юридическом факультете МГУ.

- И кто же будет платить за магистров?

- Бюджет. Иначе произойдет увеличение в разы доли платного образования, что, на мой взгляд, не есть хорошо.

- В разрабатываемом в стенах МГУ Образовательном кодексе перечисленные вами тревоги отражены, Виктор Антонович?

- Идее этого свода законов много лет. Мы начинали проект совместно с Госдумой и Советом Федерации. Мысль проста: образование - слишком широкое поле, чтобы накрыть его лоскутками отдельных законов. Нужен обобщающий документ, регулирующий все вопросы. Есть же Трудовой кодекс, Налоговый, Земельный, Уголовный, в конце концов. К действующим законам об образовании за последние годы были приняты десятки, может, сотни дополнений, изменений, уточнений. Они порой противоречат сами себе. Все нужно привести к единому знаменателю. Кодекс мог бы конституировать систему образования в стране, прописав любые нюансы. За разработку взялся юридический факультет МГУ, вчерне документ готов, рассчитываю, в ближайшее время он поступит на экспертизу в Госдуму. В ее власти придать кодексу статус федерального закона.

- Выдача выпускникам университетов дипломов собственного образца тоже будет там оговорена?

- Это предложение Союза ректоров. Возможно, наше общество еще не готово к столь радикальному шагу, но во всем цивилизованном мире давно приняты отличные от прочих университетские дипломы. Это своеобразный знак качества.

- А как же единый стандарт, за который вы только что ратовали.

- Есть профильное министерство, оно будет следить за соблюдением необходимых требований. Но университет и сам должен отвечать за качество образования. Он ведь рискует именем и честью. Полагаю, в порядке эксперимента можно разрешить специально отобранным вузам выдавать свои дипломы (наряду с документами старого, классического, образца) и посмотреть, что получится. На мой взгляд, это лишь повысит ценность корочек.

- Хорошо бы ту же операцию параллельно проделать с учеными степенями, обзавестись которыми нынче не составляет труда. Штамповка диссертаций поставлена на конвейер...

- Да, работы порой пишутся, что называется, под ключ. Об этом недавно шел разговор на встрече у первого вице-премьера правительства России Дмитрия Медведева. Сегодня кандидатами и докторами наук становятся все кому не лень - политики, депутаты, чиновники, звезды шоу-бизнеса. А сколько академий и - соответственно - академиков развелось в последнее время? Настоящие ученые, входящие в узкий и элитарный клуб РАН, растворились в массе всевозможных академиков сатиры, юмора и оккультных наук. У каждой академии свои символы, знаки отличия, дипломы и прочие атрибуты. Да, тешить самолюбие никому не запретишь, но хорошо бы понапрасну не полоскать слово "академия". Пусть это все называется как-то иначе.

- Ревизия уже присвоенных степеней и званий возможна?

- Едва ли. Это технически трудноосуществимо. За исключением доказанного факта плагиата.

Сегодня в россии на десять тысяч населения приходится 500 студентов, и по этому показателю страна вышла в мировые лидеры. С другой стороны, уровень подготовки дипломированных специалистов заметно снизился

- Часто горят на подобном воровстве?

- Бывает. Как правило, до защиты. Есть автоматизированная система "Антиплагиат", способная определить, оригинальна ли предлагаемая работа. Хотя случаются и курьезы. Сейчас ВАК рассматривает спорную ситуацию: система указала на плагиат, но научные руководители аспирантов утверждают, что это две совершенно самостоятельные диссертации, у которых лишь введения в автореферат похожи... В целом же качество научных работ в последнее время снизилось, порой невнятные полуфабрикаты пытаются выдать за открытие. Чтобы исправить положение вещей, нужна жесткая позиция экспертного сообщества. ВАК ведь никому не перепрыгнуть, здесь и должен стоять фильтр на пути псевдоученых. Нельзя подрывать престиж науки и высшей школы.

- А идею создания в стране двух федеральных университетов - Южного и Сибирского - вы поддерживаете, Виктор Антонович?

- Ход правильный, хотя можно спорить о частностях. Мы готовы оказать содействие создаваемым центрам всем, чем можем, но надо понимать: это процесс не пяти и даже не десяти лет. Университет - это научная школа и традиции. И то и другое требует времени. Знаю, перед обоими вузами поставлена задача к 2015 году войти в число ста лучших университетов мира. Цель амбициозная, но давайте не торопиться. Помните, когда создавался Академгородок в Новосибирске, там высадился мощный десант во главе с выдающимся ученым Михаилом Лаврентьевым. Следом за ним приехали еще десятка два академиков и группа выпускников московского физтеха. В результате возник прекрасный научный центр.

- Введение в ряде университетов должности президента тоже попытка сохранения традиций?

- Инициатива Союза ректоров связана с тем, что несколько лет назад Мин-обрнауки стало без исключений, предусмотренных, к слову, законом, реализовывать норму о 65-летнем возрастном цензе. Ректоров, достигших этого возраста, вынуждали оставить пост. В результате заслуженные люди, сделавшие массу полезного для высшей школы, обладающие колоссальным опытом, связями и авторитетом в научной среде, оказались перед необходимостью слепо следовать букве правил. Понимаете, в России ректор - фигура несколько иная, нежели на Западе. Там человека назначили на три года, потом сменили другим. Обычная административная должность. У нас же ректора обязательно выбирают, и часто именно он ассоциируется с вузом. Человек-бренд. Разбрасываться таким богатством - непозволительная роскошь. Для сотни ректоров, перешагнувших порог 65 лет, собственно, и был учрежден пост президента университета. Это не вводит двоевластия, не нарушает принцип единоначалия. Все рычаги по-прежнему находятся у ректора, он главный администратор, а президент следит за соблюдением традиций, отвечает за имидж, берет на себя попечительские и представительские функции, делает иную важную и нужную работу.

- Появление варягов в ректорских креслах возможно?

- Попытки странных персонажей трудоустроиться в ряд вузов предпринимались, но есть аттестационная комиссия, куда поровну входят представители министерства и Союза ректоров, она и дает заключение о профпригодности предлагаемых кандидатов. Мы никого не назначаем, а лишь рекомендуем для избрания. Порой вдруг появляются господа, которые подают заявку, прослышав о вакансии ректора. При этом люди не имеют отношения к науке, руководят какими-то фирмами...

- Разве формальных ограничений для кандидатов не существует? Скажем, наличие той же степени кандидата или доктора наук?

- Ничего! Человек самовыдвигается. Хочу - и все!

- По-вашему, это нормально?

- Нет, конечно. Тут и вмешивается аттестационная комиссия...

- Может, нужно учредить какую-нибудь согласительную комиссию, способную остановить перманентный процесс реформирования высшей школы?

- Существующая и предложенная сегодня системы далеки от совершенства. Надо использовать положительное, что в них есть, и исправлять выявляемые недостатки. Как математик скажу: превращение минуса в плюс - целое искусство. Не хочу загадывать по времени, долго ли продлится процесс. Вы же понимаете, предела совершенству нет...

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 969 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире