«Сибирские партизаны в засаде»

«Сибирские партизаны в засаде»

Местные новостиИстория
1954-й: Война с пошлостью, мещанством и бандитизмом; Митхун Петрович Иванов и Дхармендра Васильевна Сидорова
Год начался с того, что была объявлена беспощадная война пошлости и мещанству и всему их воплощавшему - коврикам с оленями и русалками, панно «Рог изобилия» с барельефами овщей и фруктов, слоникам и гипсовым кошечкам. Помните «Операцию «Ы»», продавцов «искусства» - Труса (актер Г. Вицин) и Балбеса (актер Ю. Никулин), с их кошками-копилками, «картинами» маслом на клеенке и бессмертным «налетай, торопись, покупай живопИсь»? Приблизительно в то же время ходил анекдот, в котором продавец объяснял близорукому покупателю, что на витрине не киса, а Семен Михайлович Буденный. Заведующий отделом культуры при горисполкоме тов. Швидко подверг резкой критике отделение городских художников. В начале 50-х самое распространенное обвинение звучало так: «У некоторых притупилось чувство ответственности за свою работу». Художнику Либману, например, было поставлено на вид, что он за весь год написал только одну картину - «Сибирские партизаны в засаде». В заключении чиновник от культуры сказал: «Народ тянется к прекрасному. Пользуясь бездеятельностью местных живописцев, кустари продают на рынке недоброкачественную продукцию, выполненную амальгамой и красками по стеклу. Эта пошлая продукция развращает вкусы трудящихся. Так называемые ковры, кошечки и зайчики еще находят неискушенного потребителя. Подобного рода произведения тормозят развитие эстетических вкусов. Объявим халтуре, извращающей еще не сложившиеся вкусы отдельных трудящихся, бой!» Надо сказать, что война эта была бездарно проиграна - среднестатистический сталинский эстет предпочел видеть у себя над кроватью, вместо партизан, сидящих в засаде, роскошные розовые русалочьи формы.
На планете продолжалась невиданно холодная зима, а в Сталинске на проспекте Курако достроили дома с башенками. Новые жильцы тут же испортили весь внешний облик новостроек, выкрасив окна во все цвета радуги - от ярко-оранжевой до нежно-васильковой. Каждый новосел использовал ту краску, которую смог раздобыть. Непонятным остается одно - зачем что-то снова красить в только что построенном доме?
Сотрудник краеведческого музея Белошицкий рассказал, какими ценными экспонатами пополнилась экспозиция: «Художники Сталинска исполнили портреты шорца и шорки в национальных костюмах, а от инженера Казарновского поступил план доменного цеха. Из ископаемых особую ценность представляют кости лошади, жившей с мамонтами. Еще сотрудниками музея сделано чучело косули. Косуля - это красивая, дикая, гордая коза».
На зимних каникулах преподаватель пединститута Зуева посетила кукольный театр и просмотрела спектакль для самых маленьких - «Кошкин дом». Удивительно! То, отчего малыши были в полном восторге, взрослому педагогу высшего учебного заведения пришлось не по вкусу - конфликт поколений, не иначе. Товарищ Зуева простым походом в очаг культуры не ограничилась и прислала письмо с суровой критикой спектакля в редакцию газеты, похоже, задели кукольные драматурги за живое педагога: «Спектакль плох во всех отношениях. Надо добиться более яркого показа характеров зверей. Нужно подумать и о том, чтобы естественнее и ярче изобразить пожар. Также необходимо уделить больше внимания рекламе, так как шрифт, которым пользуется художник, не позволяет читать ее с дальнего расстояния». Вот так! И художнику афиш досталось! Так разгневали-раздосадовали женщину театралы, что она в запале даже не сообразила чуть ближе к тексту подойти.
В 54-том Сталинск и его жители столкнулись со страшной проблемой - бандитизмом. Если год назад газеты писали лишь про спекулянтов да хулиганов, то после амнистии 1953 года криминальная рубрика начала напоминать сводки Информбюро с мест боевых действий. Бандитский беспредел по всей стране нарастал столь стремительно, что уже 30 апреля 1954 года правительство вынуждено было ввести закон «Об усилении ответственности за умышленное убийство», расстрел вернули. До этого такой «привилегии» удостаивались лишь шпионы и диверсанты. Всем работавшим в то время новокузнецким милиционерам, подставлявшим себя под ножи, пули и картечь, следует поставить памятник. И это уже безо всякой иронии.
Первой ласточкой, отправившейся назад в лагеря, стала банда, которой руководил Евлампий Норец. Орудуя в районе улиц Ушинского и Молотова (а ведь это центр города, а не глухие его окраины!), преступники обирали прохожих до нитки, а все награбленное пропивали. Вскоре сообщения о поножовщине, перестрелках и гоп-стопах посыпались как из ящика Пандоры. Своей амнистией Берия сумел-таки кинуть стране посмертную подлянку. В январе банда из 9 человек, вооруженных финскими ножами, средь бела дня грабит сельпо в Атаманове. Банда Бахарева на улице Орджоникидзе забавы ради режет прохожих опасными бритвами и избивает их палками. Шайка Харламова промышляет тем, что заходит в трамвай №2, перекрывает все входы и выходы и избавляет пассажиров от наиболее ценных вещей. Тех, кто пытается сопротивляться успокаивают ножами. Харламова и компанию сумели взять после того, как они обчистили склад «Мостопоезда» на 12 тысяч рублей. Рецидивист Пикалов, «озорства» ради, устроил пальбу из ружья по прохожим и ранил нескольких человек. Банда Ильина-Рупейкина тоже грабила, но финками не угрожала, а сразу пускала их в дело - резала. Ими был убит студент-первокурсник СМИ, пальто которого приглянулось выродкам. На Советской площади недавно освободившийся Голосов сбил кирпичом проезжавшего на велосипеде подростка. Мальчишка попытался подняться, но Голосов ударил его в сердце заточенным напильником. Когда на суде прокурор попросил объяснить причину содеянного, убийца хладнокровно пожал плечами: «Просто так». Среди малолеток, очарованных блатной романтикой, особым шиком считалось прогуляться по улице с ножом в сапоге, и чтобы обязательно рукоятка из голенища виднелась...
Как у взрослых дяденек...
Ранней весной директор Сталинского кинопроката тов. Ивченко отчитался о проделанной за зиму работе на селе. В то время, как горожане смотрели самые «последние» новинки советской и заграничной киноиндустрии, крестьяне «наслаждались» следующими «киношлягерами» (далее следует выдержка из отчета тов. Ивченко): «С начала года во всех районах были показаны такие фильмы, как «Опыт тракторной бригады Гиталова», «Сорняки - враги урожая» и «Местные удобрения». Министерство культуры СССР разрешило полнометражные научно-популярные фильмы показывать бесплатно. В свете этого для бесплатного показа нами получены новые ленты «Племенной совхоз «Омский» и «Комплексная механизация возделывания зерновых культур». Из художественных картин жители деревни смогут увидеть «Римского-Корсакова» и «Белинского»».
Интересно, был ли, например, в Кузедееве аншлаг на бесплатной премьере «Местных удобрений»? И смотрел ли от начала и до конца сам т.Ивченко «Сорняки - враги урожая»?
Кстати, и у горожан претензий к самому народному виду искусства тоже было предостаточно. На директора «Коммунара» Червоткина трудящиеся жаловались, что администрация кинотеатра постоянно практикует продажу нескольких билетов на одно место. В каждой второй жалобе прозрачно насекалось на «притупление чувства ответственности». Еще сетовали на то, что не могут сходить в кино со своими детьми. Дело в том, что согласно постановлению горисполкома, школьники могли посещать кинотеатр только вместе с учительницей или пионервожатой. Когда зритель Юхимчук в свой выходной решил сводить сына и дочь на 10-часовой сеанс, администратор «Коммунара», знаете, что с него потребовала? Справку из школы об успеваемости! Такого документа с собой, естественно, не оказалось, и Юхимчук с детьми ушел не солоно хлебавши.
16 апреля сталинцы впервые увидели на газетной полосе большой портрет Никиты Сергеевича. В тот день Хрущеву исполнилось 60 лет. В свой день рождения он стал не только юбиляром, но и обладателем звезды Героя Соцтруда. На всякий случай, наверное?
А через четыре дня министерство образования преподнесло школярам царский подарок, о котором они и мечтать не смели - снизилось количество экзаменов! Выпускники средних школ сдавали не 9 предметов, а 7 (убрали геометрию и иностранный язык), у 9-классников за ненадобностью отменили географию и основы дарвинизма, а четвертым классаам оставили лишь диктант и арифметику.
Летом произошло великое событие - страна отметила не присоединение, а именно воссоединение Украины с Россией. Это сегодня между правительствами двух славянских государств экономические и политические войны за маяки, газ и буйволиное мясо, а тогда в, 54-том, этот день объявило выходным, а по городу прошли парад, концерты и народные гуляния. Только самый ленивый кружок художественной самодеятельности не выучил гопак или что там еще на Украине пляшут. Надо сказать, что со Дня Победы 1945 года ни один праздник не отмечали с такой помпой и размахом. На фоне безудержного веселья факт дарения Крыма приняли как само собой разумеющееся.
В августе группа родителей написала письмо, в котором рассказала о плохом отношении к детям на даче №41 в Абагуре: «Тем детям, которые сразу не засыпали, воспитатели рассказывали на ночь «Ночную Красавицу» и «Русалку». Наутро многие детишки просыпались в мокрых постельках». Надо полагать, Ночная Красавица - это предтеча Гроба на Колесиках и Красного Пятна? Раз снова возникла педагогическая тема, то стоит процитировать учительницу биологии школы №10 Федину, написавшую статью «Юные натуралисты». При чтении её заметки просто кровь стынет в жилах и волосы дыбом: «Как правило, членам кружка я даю задание на лето. С отдельными работами юных натуралистов я знакомлю большое число учащихся. Ученик Коровщуков принес в школу убитого им крота и запас его пищи, найденной мальчиком в норке - картофель и немного проса. Коровщуков снял шкурку со зверька и показал остальным детям его защечные мешочки. А ученица Беклемешева изготовила макет головы теленка». Сильно подозреваю, что при изготовлении столь чудного учебного пособия девчушка использовала не папье-маше, а останки животного происхождения. И где до начала занятий Коровщуков хранил убитого им летом крота, холодильников то не было тогда?
Осенью в газете появилась постоянная рубрика «За ушко да на солнышко», в которой посредством сатиры бичевались различные недостатки. Юмор был довольно специфичный. К примеру, некий товарищ, предъявив справку о болезни, не поехал помогать селянам. Студент пединститута Матвеев по этому поводу написал басню, которая заканчивалась так: «Такому собственная шкура дороже, чем народный хлеб!» Студент-баснописец налево и направо разил своим язвительным пером общественные пороки, и в выражениях особо не стеснялся. Однокурсницу, посетившую гадалку, он назвал «овцой», а гражданина, оформившего второй по счету развод, зачислил в «стрекозлы». Несмотря на литературные потуги лавров дедушки Крылова студент Матвеев так и не стяжал.
С 23 по 29 сентября в «Коммунаре» прошел фестиваль индийских фильмов, зрители увидели «Два бигха земли», «Ураган» и «Бродягу». В те осенние дни родилась великая многолетняя любовь к маргинальным слезливо-приторным мелодрамам и гротескно-натужным боевикам с полуострова Индостан, не умершая в некоторых слоях российской публики до сих пор. Имена Дхармендра, Митхун и Амитабх навсегда стали близки их сердцам и прочим внутренностям, служащим для восприятия «культуры». А вот детей в их честь героев индийского киноэпоса почему то никто не догадался назвать. Представьте, как бы это могло звучать - Митхун Петрович Иванов, Дхармендра Васильевна Сидорова!

 















Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 3758 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости