Российское правительство - созидатели мыльных пузырей

Российское правительство - созидатели мыльных пузырей

В стране и миреКультура
«Заморозка» цен – это иллюзия и обман, –  говорят участники уральского рынка розницы

«Заморозка» цен на продукты питания, провозглашенная российским правительством, оказалась фикцией. Предприятия несут убытки, розничным сетям приходится искать способы покрытия расходов на продажу «заведомо удешевленных» товаров, а граждане с недоумением отмечают, что продовольствие продолжает дорожать.

Тем не менее, в новом году соглашения, действовавшие до 31 января 2008 года и предписывающие удержать на одном уровне надбавку на социально значимые продукты, были продлены до 1 мая. То есть до инаугурации нового президента. Это решение, по мнению многих продиктованное политическими причинами, не имеет никаких экономических оснований. 

По данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, до 1 декабря 2007 года в регионе было заключено более 400 соглашений с представителями торговых сетей. Решение об участии в моратории приняли как небольшие, так и крупные предприятия. Вместе с тем, новость о пролонгации соглашений о стабилизации цен на социально значимые продукты питания производители и участники уральского рынка розницы восприняли неоднозначно, так как считают, что реальных рыночных оснований для продления моратория нет. 

Местные товаропроизводители на прошедшем недавно заседании президиума Союза мукомолов и хлебопеков Свердловской области уже официально заявили, что в сложившихся реалиях они несут убытки. «На Среднем Урале документ об ограничении размеров торговой надбавки на продукты питания первой необходимости между ритейлерами и представителями пищепрома области, предприятиями, входящими в Некоммерческое Партнерство «Альянс», был подписан еще до появления договоренности федеральных сетей (16 октября 2007 года – прим. «НР»), и носит бессрочный характер, поэтому не нуждается в пролонгации. Согласно ему, предельный размер торговой надбавки на хлеб ограничен до 10%, на молоко, творог, яйца и растительное масло отечественного производства – до 15%, на сливочное масло, нефасованный картофель и капусту – не более 20%. Известно, что многие торговые и перерабатывающие предприятия области поддержали эту инициативу. Однако, рассуждая о стабилизации цен, употреблять термин «заморозка» не совсем правильно. Соглашение Минторга Свердловской области с ритейлерами и Соглашение НП «Альянс» предполагает фиксацию торговых надбавок (ограничение их предельно допустимого уровня) на отдельные продукты питания, но не фиксацию самой цены на продукт. То есть можно говорить о «замораживании» торговой надбавки, но не о «замораживании» цены», рассказал «Новому Региону» исполнительный директор НП «Альянс» (Союз участников потребительского рынка) Алексей Подоляко.

По его словам, утверждение о том, что «замораживания» цен на конечные продукты сегодня нет, подтверждается реальными примерами. Так, за два месяца (с декабря 2007-го по январь 2008 года) цена на подсолнечное масло-сырец поднялась с 36 тысяч рублей за тонну до 40 тысяч рублей, молочное сырье с октября по декабрь прошлого года подорожало с 10 рублей 70 копеек за килограмм до 12 рублей 80 копеек. В феврале, согласно прогнозам, эта цена вырастет до 14-15 рублей.

«Стоимость продукта, который мы ежедневно приобретаем в магазине, складывается из многих составляющих, – объясняют представители ТС «Звездный». – Это и стоимость сырья, стоимость его переработки и размер торговой надбавки. При этом, предприятия торговли могут регулировать торговую надбавку, но не могут влиять на закупочные цены сырья и продуктов переработки. Переработчики в свою очередь могут снижать отпускные цены, уменьшая тем самым собственную прибыль, но не могут влиять на стоимость сырья».

В сложившихся условиях убытки несут и торговые сети. По словам экспертов, реальные издержки на обработку товаров в розницу составляют, в среднем, около 20%, поэтому снижение наценки в эконом-сегменте приходится покрывать за счет наценки на товары премиум-сегмента. «Вообще приходится искать способы компенсирования убытков за счет других товаров, более дорогих. Тем более, что покупатель, выбирая товар, «голосует кошельком». Гарантий, что поставленный на полку товар с социально низкой ценой купят сразу и много, нет. Покупатель сегодня все чаще смотрит на качество. Те продукты, на которые распространяется соглашение, далеко не всегда хорошо берут. Поэтому в ассортименте магазина должен присутствовать более дорогостоящий товар. Важно сказать, что попытки использовать административные меры в регулировании наценок на продукты, по большому счету, малоэффективны, так как люди сами решают, что им покупать, а что нет», – заявили «Новому Региону» в компании «А-продукт» (входит в сеть «Атлант»).

«Чем больше магазин, и чем шире его ассортимент, тем больше возможностей для компенсации потерь от снижения наценки на социальных товарах за счет товаров более дорогого сегмента. Например, торговые сети, входящие в «Альянс», и до Соглашения держали наценку на ряд товаров первой необходимости не более 8%, в то время как на группы товаров премиум-сегмента наценка может составлять и более 30%. Поэтому инициатива федеральных властей вряд ли изменит ситуацию в регионах, – резюмирует Алексей Подоляко. – Вообще, базовые принципы этого Соглашения предполагали добровольное участие в них компаний, а процедура подписания данного документа получила одобрение ФАС с точки зрения неограничения конкуренции. Предприниматели, в свою очередь, ответственно проявили свою гражданскую позицию, добрую волю. Возможно, они посчитали, что в сегодняшних условиях этими потерями можно поступиться, поэтому и подписывали Соглашения. Однако, очень важно, чтобы эта их гражданская позиция так и оставляясь их доброй волей, а не была надавлена сверху чьей-то административной рукой. Но сейчас, по крайней мере, на федеральном уровне, так и происходит. Опасность увлечения административными методами в том, что они экономически не обоснованны, и не стимулируют никого к поиску экономических методов! Инфляцию таким способом не погасить, а можно только спровоцировать в других местах. Этим путем идти очень опасно. Вообще лучше не ходить. Цена на любой товар, образно говоря, это многоэтажный дом, в котором торговля отвечает лишь за пару верхних этажей. Огромную роль играют сырьевики (нижние этажи) и производители продуктов (средние этажи дома). Поэтому «заморозка» цен – это иллюзия, обман. Розница не может заморозить цены, это вообще вряд ли кто может сделать».

Как отмечают эксперты уральского рынка розницы, цены на продукты растут, прежде всего, из-за роста издержек на производство товаров. В издержках ключевую роль играют цены на корма, на топливо, электричество, на услуги ЖКХ. Однако, остановить сегодня рост цен на энергоносители и ГСМ не получается. Негативную роль здесь сыграли и просчеты в прогнозах объемов производства сырья для основных продуктов (семя подсолнечника, зерно, молоко), достаточных для стабильных цен, которые привели к тому, что рост потребления по этим группам товаров обогнал предложение. Поэтому, по словам специалистов, необходимо увеличивать предложение – больше производить масла, молока, зерна, причем по стабильным ценам. Вместе с тем, нужно начать замораживать цены на топливо и энергоносители, услуги ЖКХ – они создают главную долю инфляции.
 

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Игнат Святки
nr2.ru

всего: 982 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире