Досье на парня из 5 "Б"

Досье на парня из 5 "Б"

В стране и миреВ мире
В столичных учебных заведениях идет эксперимент по переходу с бумажных журналов и дневников на сетевые. Скоро у каждого московского школьника появится электронное портфолио

Современные дети попали под тотальный контроль. Следить за их успехами или неудачами в школе родители могут теперь не только с помощью обычного дневника, но и используя современные технологии - компьютеры,телефоны.

Все-таки раньше постигать школьную науку было куда проще. Получил двойку - стер ее из дневника или вовсе выдрал страницу. И шито-крыто. Сколько уроков ты прогулял и по уважительным ли причинам, установить было по силам только сыщику высшего разряда. Мы все учились понемногу и как-то умудрялись щадить нервы родителей. Но технический прогресс, который, как известно, не имеет обыкновения стоять на месте, не обещает спокойной жизни современным школьникам и их папам и мамам. Представьте ситуацию: сидит важный папа на важном совещании. И в это время на мобильный приходит SMS: "Сегодня ваш сын получил в школе: география - 3, история - 2. На перемене подрался с Ваней Гребенниковым. Срочно свяжитесь с классным руководителем 5 "Б". Педагогическая мера в данном случае используется исключительно превентивная - ребенок заранее знает, что его подвиги не останутся без огласки. А уж что делать дальше - решать родителям. По крайней мере информацию подобного рода на телефон или электронную почту они уже начали получать. Но не все, а пока только те, чьи дети обучаются в заведениях, участвующих в эксперименте по внедрению программы "Электронный журнал".

Администрация школы не оставит родителей в неведении: sms-сообщения об успеваемости будут поступать на мобильный так же, как и сводки биржевых новостей или прогноз погоды.

Специалисты Информационно-аналитического центра столичного Департамента образования создали целый портал для школьников и их родителей. Первые могут всегда посмотреть, если вдруг забыли, расписание уроков, узнать домашние задания, увидеть, какие олимпиады, конкурсы или праздники пройдут в ближайшую неделю в школе, подсчитать, сколько денег в столовой потратили. Родители могут точно узнать, когда их ребенок пришел в школу, во сколько ушел, какие оценки и замечания получил, как вел себя на уроках. "Помимо онлайн-доступа к электронному журналу родители смогут получать всю информацию из него на свой е-mail или в виде SMS-сообщения на телефон, - говорит директор Центра Владимир Яблонский. - Для школьников и их родителей предусмотрены разные пароли и логины. Так что бродить по сайту, чтобы узнать, как учатся дети в других классах, система не позволит".

"Электронный журнал" уже работает в тридцати школах Москвы - в среднем задействованы по три школы в округе. На каждую из них на год выделено по 500 бесплатных эсэмэсок - именно столько сообщений педагоги могут отправить родителям за счет городского бюджета. "Считаем, что этого должно хватить, - говорит специалист Центра Евгений Ильин. - Если окажется недостаточно, будем думать, из каких средств оплачивать перерасход. На сегодняшний день очень активно пользуются системой SMS-сообщений учебные заведения Юго-Западного административного округа. А вот в школах Зеленограда их количество минимально. Возможно, это связано с тем, что округ прекрасно компьютеризирован и большинство родителей школьников имеют свободный доступ в Интернет.

Родители ничего против новой программы не имеют, поскольку какой же нормальный человек откажется от удобной возможности контролировать успеваемость своего отпрыска. "Это раньше люди в большинстве своем в семь приходили домой и после ужина делали с детьми уроки, - говорит Наталья Селиванова, мама восьмиклассницы Ирины. - Теперь такой строгой почасовой работы практически ни у кого не осталось. Времени на то, чтобы встречаться с учителями и проверять, как учится дочь, нет. Подписавшись на электронную рассылку школы, я оперативно получаю информацию обо всех ее оценках и понимаю, когда от нее надо потребовать большей усидчивости или когда ей нужно в чем-то помочь". Результаты первого года эксперимента свидетельствуют: в тех средних учебных заведениях, где он проводится, успеваемость выросла. "Подростки стали понимать, что скрыть свои неудачи от родителей отныне невозможно, - говорит педагог Анна Ковалева, - поэтому более ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Нам, учителям, при помощи электронного журнала стало гораздо проще донести до родителей ту или иную информацию - и касающуюся успеваемости ребенка, и относящуюся к внеклассной жизни". Это с одной стороны. А с другой - мнение восьмиклассника Антона: "Меня увлекает сама игра в электронный журнал. Я с удовольствием смотрю там домашние задания, общаюсь с друзьями. Особенно это удобно, когда валяешься дома с болезнью. Но вот то, что предки отслеживают каждый мой шаг, немного напрягает".

Мина замедленного действия

Справедливости ради надо заметить, что волнует это не только школьников. Как и у любого нововведения, у данной идеи тоже есть критики. Например, психологи считают, что в ней заложена мина замедленного действия. "Конечно, такая система облегчает жизнь родителям, но тотальный контроль подрывает доверие к ребенку, что в свою очередь снижает его самооценку и базовое доверие к миру, - говорит психолог-консультант Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирина Якович. - Когда мы начинаем подслушивать, подглядывать за своим чадом, у него уменьшается способность к самоконтролю. Навык самоконтроля не врожденный, он приобретается в практике. Любому человеку необходимо приватное пространство, и ребенку тем более - это мир его становления и развития, где формируется зона его ответственности. Он имеет право что-то от нас утаивать, чего-то не говорить. В школьном возрасте у ребенка формируется важный навык - коммуникация с людьми. А что получается? Возникает новая реальность - между родителями и ребенком появляется электронный посредник. Наши дети и так уже превратились в компьютерных Маугли, плохо ориентирующихся в реальном мире. Так надо ли подключать к Сети столь интимную сферу, как отношения между самыми близкими людьми?"

Существует проблема и другого рода - это недостаточное оснащение школ. Компьютер с Интернетом есть не у каждого педагога. Информацию о пользователях в электронный журнал вносит системный администратор школы, а отметки - классный руководитель. Учитель в бумажном журнале записывает оценки, домашние задания, замечания и пожелания для учеников, а в конце дня вносит все это в электронный журнал. В итоге информация попадает в Сеть с опозданием минимум на день. "Отложенный ввод данных мешает оперативной работе, - говорит Владимир Яблонский. - Ускорить этот процесс удастся лишь в том случае, если у каждого учителя на столе будет стоять персональный компьютер, подключенный к школьному серверу". Кстати, преподавателям за ведение электронного журнала пока не доплачивают. Учителя, и без того перегруженные работой, недовольны. Но на то и эксперимент, чтобы выявить недостатки.

Дела портфельные

Сопротивляться глобализации школы, видимо, уже поздно. Джинн выпущен из бутылки. Вслед за электронными журналами на школьных сайтах вот-вот появятся электронные портфели - персональные странички учеников, на которых они станут хранить любую нужную им информацию, начиная от своей фотографии и даты рождения и заканчивая сделанными за годы учебы проектными работами. Доступ к такому портфелю будет возможен как из дома через Интернет, так и в школе через специальные инфокомы. У них будет два вида управления - сенсорное и с помощью карты учащегося, которая до сих пор использовалась для регистрации времени прихода и ухода учеников, а также для оплаты завтраков в буфете.

"На своей страничке подросток найдет сведения о тех программах и учебниках, по которым идет преподавание в школе, сможет online заказать литературу в библиотеке, сохранить дипломы об участии в предметных олимпиадах, - рассказывает Ирина Бобpова, директор московского лицея № 1575, в котором уже начат эксперимент. - Но самое главное, можно "складировать" все сделанные презентации и доклады. Даже если ученик забыл их дома, он придет в школу, "зайдет" в свой портфель, найдет нужную работу и распечатает на сетевом принтере".

По словам десятиклассника Александра Колесникова, все это очень удобно. Простой пример: его класс недавно делал групповую презентацию по географии. Каждый написал свою часть работы. Чтобы свести все в единое целое, пришлось специально собираться дома у одного из ребят. "Мы несколько дней не могли закончить проект, потому что то одному, то другому было некогда, - говорит Александр. - Система электронного портфеля позволяет каждому сохранить на персональной страничке свою часть работы, а в школе соединить эти части в единое целое и показать на интерактивной доске".

Разработчики дали программе второе название - "Ученическое портфолио". Выпускник сможет записать на электронный носитель все данные, которые за годы учебы накопились в его электронном портфеле, и принести их туда, где будет в дальнейшем учиться или работать. А что? Здорово блеснуть на собеседовании при приеме на службу, скажем, грамотой за участие в школьном хоре. Главное, чтобы в электронное портфолио не угодили (нет ничего невозможного) сведения о прогулянных уроках или информация о приводе в детскую комнату милиции...

Во сколько столичному бюджету обойдется организация экспериментов, пока не афишируется, но в центре говорят, что проект не потребует огромных средств, поскольку сто процентов школ столицы подключены к Интернету, абсолютное большинство из них имеют серверы, программное обеспечение уже разработано в рамках городской программы "электронная Москва". В центре полагают, что через пять лет электронные журналы и портфели будут существовать практически во всех общеобразовательных учреждениях столицы.

Есть, правда, еще один вопрос, который мучает автора этих строк. Сегодня самые отчаянные хакеры - это как раз дети. Неужто завтра или в недалеком будущем они не применят свои способности в таком простом деле, как корректировка нежелательных цифр в электронном журнале? Верится с трудом... Проще предположить, что на электронных школьных страницах развернется новое состязание между детьми и учителями - за корректировку и защиту информации... Зато по информатике у всех точно будут пятерки.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Мария Соловьева
Итоги

всего: 1542 / сегодня: 1

Комментарии /2

14:3528-02-2008
 
Читатель
бедные дети, никакой личной жизни

16:0328-02-2008
 
Читатель
большой брат смотрит на тебя! ))

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор: