Когда в 1991 году в одном гамбургском театре решили использовать терменвокс, выяснилось, что практически единственный исполнитель в Европе — это Лидия Кавина. За прошедшие годы ситуация сильно поменялась: игре на терменвоксе учат в университетах, и в разных странах мира проводят фестивали. Фото (Creative Commons license): Jon Hurd
Признанный «Отец музыкального синтезатора» Роберт Муг (Robert Moog, 1934–2005), будучи в пике славы в середине 80-х годов, в одном из интервью сказал, что гением электронной музыки он считает только одного человека — Льва Термена из России. Имя, которое на родине гения к тому времени было почти забыто. Вновь о
Американский журналист Стивен Мартин (Steven Martin), говоря о современных инструментах-«терменах», назвал их «эхом будущего, звучащим из прошлого». Изобретение, сделанное русским инженером Терменом в начале
10 октября 2004. Жан-Мишель Жарр устраивает очередную фантасмагорию в «Запретном городе» в Пекине. Фото (Creative Commons license): Daniele aka LittleO2 |
Лев Сергеевич родился 15 (27) августа 1896 года в
Получить второе высшее образование помешала Первая мировая война. Призванный в армию
Когда гражданская война подошла к концу, Термен получил возможность сменить военную одежду на цивильную и вернуться в Петроград.
Местом работы демобилизованного радиоспециалиста стал
В 1920 году Термен сделал свой первый электронный музыкальный инструмент, названный им этерофоном. Главной частью инструмента служили два высокочастотных колебательных контура, настроенных на общую частоту. Обкладка конденсатора одного из контуров имела наружный выход в виде антенны. Движение руки вблизи антенны изменяло емкость конденсатора, из-за чего менялась и собственная частота колебаний контура, преобразуемая усилителем в звук. Высота звука менялась при приближении или удалении руки от антенны. Невиданным до тех пор образом — как бы из воздуха («эфира») — возникала мелодия. Музыканту не требовались струны или клавиши: рука Термена парила в пространстве. Движением другой руки Термен усиливал или уменьшал громкость звука.
Начиная с 1922 года Термен занимался исследованиями в области телевидения. Вскоре после этого он завершил свое техническое образование, посещая лекции в Петроградском политехническом институте. В 1926 году в качестве дипломного проекта он представил опытный образец действующей телевизионной установки, использующей систему
Хотя работа над телевизионной системой — лишь эпизод в биографии Термена, созданная им установка стала важной вехой в истории развития отечественного телевидения. Все же «терменвокс», как стали называть музыкальный инструмент Термена, получил бóльший общественный резонанс. Страна, осуществлявшая электрификацию и индустриализацию, нуждалась в расширении связей с промышленно развитыми странами. Термена начали включать в состав делегаций, выезжаюших за рубеж с целью показа достижений культуры и науки страны большевиков.
Родившаяся в российском Вильно Клара Рокмор стала одной из первых прославлять имя изобретателя и его детище |
В 1927 году Термен был командирован Наркомпросом в Германию, Англию и Францию. Выступления худощавого, аристократической внешности русского с исполнением им музыкальных произведений на терменвоксе проходили с большим успехом. Концерты в
В конце года Лев Сергеевич выезжает в США. В январе 1928 года состоялся его первый концерт в
Термен работал с большим творческим подъемом. К 1930 году он создал три типа терменвокса для сольного и ансамблевого исполнения, охватывающих различные звуковые регистры, а также клавишный монофонический инструмент на четыре октавы, затем — электронную виолончель большой звуковой мощности. Заказчиком виолончели был Леопольд Стоковский (Leopold Stokowski, 1882–1977), отметивший, что только при наличии этого инструмента он получил возможность гармоничного исполнения вместе «Прелюдии № 10» Клода Дебюсси с Филадельфийским оркестром.
Изобретательскую работу Термен совмещал с
Компания RCA (Radio Corporation of America) в 1929 году купила у изобретателя лицензию на право производства «терменов» (американское название инструментов) в США. Об успехе в бизнесе свидетельствует факт, что профсоюз музыкантов-«терменистов» в США в 1936 году насчитывал около семисот человек. Выдающимся мастером игры на инструменте Термена была Клара Рокмор (Clara Rockmore, 1911–1998) — бывшая скрипачка, которая в юном возрасте эмигрировала в США из России.
В 1931 году Термен в сотрудничестве с композитором Генри Кауэллом (Henry Cowell, 1897–1965) создал ритмикон — инструмент, воспроизводящий звучания разных частот при взаимодействии вращающихся колес со световыми лучами. Одновременно им разрабатывался терпситон — «музыкальная платформа», звуки которой генерировались при движениях находившихся на ней танцоров. Эта идея Термена — чтобы танец рождал музыку, а не наоборот — была наиболее фантастической. Для её реализации изобретатель начинает работать с группой танцоров
Хотя Термену не удалось реализовать замысел терпситона, сама идея электроннго совмещения музыки и танца продолжала беспокоить изобретателей. В одной из версий электроника следит за тем, с какой точностью танцующие попадают в такт. Фото (Creative Commons license): Bonnie aka Point-Shoot-Edit |
Возвращение в СССР Термену организовали в 1938 году в худших традициях голливудских триллеров. В его
В СССР Термена ожидал следственный изолятор. Там следователь посоветовал ему добровольно признаться в том, что он участвовал в заговоре с целью убийства Кирова. Доводы Термена, что он не мог заниматься этим, находясь в Америке, оказались недостаточно убедительными. Решением суда Термен был приговорен к восьми годам заключения. Фактически лишение свободы растянулось на двадцать лет. Самым тяжелым был первый год заключения, который пришлось отбывать на печально известной Колыме. Выжил, хотя руки музыканта не сразу приспособились толкать тяжелые тачки с мерзлым грунтом. Потом руководство ГУЛАГа вспомнило о техническом образовании «заговорщика». Он был переведен для работы в «шарагах» Омска, затем Москвы, где занимался оборудованием для радиоуправления беспилотными самолетами, а также радиобуями для использования в
4 августа 1945 года советские школьники подарили послу США — в то время дружественной державы — это панно. Ни школьникам, ни послу Гарриману не было известно о высокочастотном радиопередатчике, созданном Терменом и спрятанном внутри панно. Фото: NSA |
Пути зековские неисповедимы. В конце войны Термен получает задание на разработку устройств наружного прослушивания разговоров, ведущихся внутри зданий через оконное стекло. Поставленную задачу изобретатель решил, используя последние достижения радиотехники. За разработку аппаратуры под кодовым названием «Буран» Термен был удостоен в 1947 году Сталинской премии
Полную реабилитацию Термен получил в 1958 году. Всемогущее ведомство отблагодарило его на прощанье квартирой в доме на Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) в Москве. Появилась новая семья, постепенно налаживался быт.
Но для Термена жизнь была неотделима от творчества. Сколько лет он мечтал об удивительном мире ламп, схем, проводов, рождавшем послушные руке маэстро звуки! Он дождался возвращения в забытый мир, но этот мир уже не ждал его, Выступления на парижских и
В 1964 году Термен получил, наконец, возможность работы в лаборатории акустики и звукозаписи Московской консерватории. Изобретателю отвели угол для экспериментов, помощников ему не полагалось, о добывании материалов и комплектующих изделий Лев Сергеевич должен был тоже заботиться сам. Несмотря на это, ему удалось восстановить многие из разработанных ранее электронных музыкальных инструментов.
О том, что знаменитый, но сгинувший
Спасибо академику Рему Викторовичу Хохлову, он помог после всего этого устроиться на работу в мастерскую физического факультета МГУ. Чтобы сохранить Термену возможность получать пенсию, его оформили на должность рабочего. По существу большую часть времени он занимался тем, что мог бы делать рабочий достаточной квалификации, поскольку, как и в Московской консерватории, трудиться приходилось без помощников.
Лев Сереевич Термен в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве. 1987 год. Фото из архива автора |
На склоне лет и сам изобретатель электронной музыки снова получил возможность предстать перед зарубежной публикой. В 1989 году он посетил Фестиваль электроакустической музыки в городе Бурже во Франции. А ещё через два года
Поездка в Америку была не последним путешествием Термена за границу. В 1993 году он побывал в Нидерландах на фестивале «
Так совпало, что кончина изобретателя произошла через день после показа по британскому телевидению фильма режиссера Стивена Мартина «Термен: Электронная Одиссея» (Theremin: An Electronic Odyssey). Ушедшему из жизни маэстро не пришлось увидеть ни этот фильм, ни посвященную ему передачу, показанную вскоре по российскому телевидению.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: