Всю ночь читал SMS. Много думал...

Всю ночь читал SMS. Много думал...

В стране и миреВ мире
Как утверждает ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН Андрей Кибрик, 98% старшеклассников не в состоянии усвоить предложенный текст
- Для начала давайте разберемся, откуда такой неожиданный вывод?
 
- Такой вывод получен после опроса по международной системе PISA. По пониманию прочитанного текста мы находимся примерно на 38-м месте из 57 стран - вслед за Турцией и Грецией. Проверяли умение пятнадцатилетних ребят понимать прочитанный текст. Оказалось, что высшего уровня грамотности чтения у нас достигают лишь 1,7 процента школьников. Это хуже даже по сравнению с 2000 годом, когда у нас было 3 процента.
 
- Как происходило исследование?
 
- Для анализа предлагались отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты. Нужно было показать, что ты разбираешься в содержании, найти нужные сведения, сообразить, где они могут пригодиться. А у наших школьников нет практики чтения текстов разных типов! В школах изучают в основном художественные произведения. Без внимания остается то, что может пригодиться на практике.
 
- Да, товарные ярлыки в наших школах не проходят... Значит, на уроках нужно читать инструкции?
 
- Звучит, конечно, нудно. Но приучать на разном материале воспринимать и усваивать информацию необходимо. Важно уметь прочитать и составить деловую бумагу, например. Сколько молодых людей, окончивших 11 классов, затрудняются грамотно написать собственное резюме!
 
- Получается, наши подростки вообще не привыкли работать с текстом...
 
- Вряд ли у меня есть готовый рецепт, как следует выстраивать современные уроки. Но позитивный опыт прошлого у нас есть. Раньше в гимназиях учащиеся писали философско-этические трактаты, и так воспитывался полет мысли. Но в советском обществе обсуждать политические, общественные и нравственные вопросы было небезопасно. Поэтому способность рассуждать переместилась в мир литературы и в как можно более отдаленные эпохи. На этом материале и сейчас растут дети, на нем воспитывались и сами учителя. В нынешних выпускниках (по своей дочери сужу) слишком много школярства. Предлагаешь иные пути для решения той или иной проблемы и слышишь в ответ: «Нам ТАК сказали делать, и по-другому я не буду».
 
А подумать?
 
- Учительского гнева боятся...
 
- Отчасти да, отчасти срабатывает привычка, что задачка имеет единственное верное решение. А ведь любой предмет (не обязательно литература) может стать рабочей площадкой для тренировки независимого мышления. Можно на блюдечке поднести материал, а можно создать атмосферу, в которой каждый ученик ежедневно будет изобретать велосипед.
 
Про плохих «стрелочников»
 
- Директор Института физиологии подростков РАН Марьяна Безруких уверена, что все техногенные катастрофы последних лет в России - от неумения читать инструкции. Отсюда - аварии в воздухе и на земле. Вы согласны?
 
- На все сто процентов! Однажды у нас на кафедре шел спор о том, как оценивать результаты ответов студентов. И одна аспирантка убеждала: «Подумаешь, он не на ту стрелочку нажал... Неужели за это ему надо снижать балл?» Обязательно нужно снижать. Если полагается жать на тормоз, значит, нужно жать на тормоз, а не на газ. Сколько разбивается самолетов из-за того, что диспетчер или пилот нажал «не на ту стрелочку»? А плохих «стрелочников» у нас, наверное, не меньше половины.
 
- Неужели с образованием у нас так все беспросветно?
 
- С введением ЕГЭ наметился прогресс. Единый экзамен критикуют по мелочам, но сам принцип экзамена и подготовки к нему заслуживает доброго слова. У меня у самого дочь-выпускница, и я изучил экзаменационные материалы пристрастно.
 
- Но есть мнение, что ЕГЭ как раз не учит мыслить, а просто натаскивает...
 
- Не согласен. Вторая часть экзамена по русскому языку - сочинение. Оно сильно отличается от того выпускного сочинения, которое приходилось писать выпускникам советских школ десятилетия подряд.
 
По небольшому тексту требуется написать короткое эссе, которое покажет, как школьник умеет работать с информацией. Как если бы на входе было мясо, а на выходе - фарш. Надо выдать совершенно другой продукт. Полностью изымается нагрузка на память. Не то что раньше - когда помнили сами тексты, да еще учительские конспекты, а собственное рассуждение ученик так и не обнаруживал! Если выбирать между умением помнить и умением соображать, второе - важнее.
 
SMS-язык - это не страшно
 
- Интернет-язык, мягко скажем, сильно отличается от норм современного русского языка. Как думаете, его вторжение окончательно не загубит грамотную речь?
 
- Любое социальное или техническое событие вынуждает язык приспосабливаться - в этом нет опасности. Еще сто лет назад большинство наших сограждан были неграмотны. Потом они выучились и иначе заговорили. Возникли телеграф, телефон, радио, телевидение - и они тоже изменили нашу речь. Теперь Интернет. Но я не вижу разницы между тем, что происходит сейчас в Сети, и тем, что творилось в устной речи, когда я был студентом. Особое щегольство - мастерски коверкать язык.
 
- А куцые SMS? Они не обеднят нашу мысль?
 
- Возможно, мы утрачиваем способность думать развернуто. Пока это не доказано. То же касается и разговора по сотовому.
ЦИТАТА
 
Вот так выглядит краткое содержание «Письма Татьяны» из произведения А. С. Пушкина
 
«Евгений Онегин» в интернете:
 
Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину. В нем доверчивая, послушная влечению чувства Татьяна откровенна. Она в своей милой простоте не ведает об опасности, не соблюдает осторожность, присущую «недоступным» холодным петербургским красавицам и хитрым кокеткам. Письмо написано по-французски, поскольку дамам в то время гораздо привычнее было изъясняться именно на этом языке. Она ждет от Онегина решения и ответа.
 
КСТАТИ
 
А если без эмоций?
 
Ваш ребенок пишет SMS и лазает по Интернету -не стоит сразу бить тревогу. Современное общество не может без своего языка, и в этом есть свои преимущества и недостатки.
 
SMS+
 
Учат кратко выражать свои мысли.
 
Развивают мелкую моторику рук.
 
Позволяют в любой момент пообщаться с друзьями.
 
Дают возможность родителям контролировать, где в данный момент ребенок.
 
SMS -
 
Отвлекают от учебы - SMS можно писать абсолютно бесшумно прямо во время урока.
 
Дают ощущение, что с языком можно выделывать что угодно. SMS-жаргон используют во время обычных разговоров.
 
Исковерканный язык:
 
Как у тебя дела? - Как дел?
 
Я тебя целую. - Це.
 
Я тебя люблю. - Я тя лав.
 
Спасибо огромное. - Сенкс огр.
 
Ты где? - T d?
 
МНЕНИЯ
 
ПРОТИВ
 
Наталья САВОСТЬЯНОВА, мама 14-летнего школьника: «SMS-язык мешает развитию ребенка»
 
- Мой сын заболел SMS. Целыми днями он только и делает, что пишет девочкам однострочные сообщения. И говорит какими-то полуфразами. На вопрос, кем он хочет быть, пробубнил что-то непонятное. Сочинения пишем всей семьей, поскольку за свои творения он получает только пары за содержание. А за книжки, которые в списке есть, загнать вообще невозможно. Где-то в Интернете качает краткое содержание и так выплывает.
 
ЗА
 
Сергей БУКИНИЧ, преподаватель истории гимназии № 116 Санкт-Петербурга, «Учитель года-2006»: «Интернет экономит время»
 
- Дело не в том, что дети пишут SMS и копаются в Интернете. Проблема в том, что школьники просто мало читают, а это вина родителей и педагогов. Интернет позволяет сэкономить время, а SMS - деньги. Во Всемирной паутине можно найти не только «золотые» сочинения и краткие изложения Толстого и Пушкина, но и очень полезную информацию, просто надо учить детей работать с Интернетом и любить читать. Стоит заставлять учеников развернуто отвечать на вопрос: «Почему?»

 

 
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Марина АНИКЕЕВА и Дарья ТОКАРЕВА
КП

всего: 1047 / сегодня: 1

Комментарии /2

16:2117-03-2008
 
 
Аргх
ого, ни разу не видел такие сокращения в смс

09:4618-03-2008
 
 
ре
То ли еще будет! Ой-ё- ёй!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире