Международная космическая станция на фоне Земли. Снимок сделан с отделившегося от МКС шаттла «Индевор» 24 марта 2008 года. До этого члены 16-го экипажа МКС и участники миссии STS-123, прибывшие на станцию на «Индеворе», совместно трудились в космосе в течение 12 дней. Фото: NASA
«Сегодня к Международной космической станции пристыковался Жюль Верн!» — такой заголовок ещё недавно отлично подошел бы к выпуску новостей газеты сумасшедшего дома. Но сейчас это правда. Сегодняшнее событие, назначенное на 18.41 по московскому времени, действительно очень важно: за три месяца этого года первая в истории человечества Международная космическая станция стала
Отсчет эры пребывания человека в космосе можно с прогнозов Циолковского об обитаемых домах на орбите, можно с 4 октября 1957 года или 12 апреля 1961 года. Но сама история космических станций начинается несколько позже — и начинается с трагедии. 19 апреля 1971 года
А что, собственно, такое орбитальная станция? Фактически, это улучшенные жилплощадь и рабочее место космонавтов, которые запускаются в космос без людей, целиком или частями. Маленький космический корабль доставляет экипаж и забирает его со станции.
С первой в мире орбитальной станцией сразу
Следующий шаг к своей постоянной прописке в космосе человечество сделало в 1973 году, когда почти одновременно в космос отправились советский
Потом были ещё «Салюты», от третьего до седьмого, некоторые из миссий носили сугубо военный характер. К последним «Салютам» могло причаливать по два корабля, а экипаж имел возможность оставаться на орбите достаточно долго — 237 суток.
Станция «Мир» и пристыкованный к ней шаттл «Атлантис», 4 июля 1995 года. Фото: Анатолий Соловьев, Николай Бударин
Следующий этап должен был получить название
Этот космический аппарат строили постепенно, по частям. Сам «Мир» запустили 20 февраля 1986 года. Внешне он мало отличался от «Салютов», за исключением одного: стыковочных узлов не два — а шесть. В
За это время случилось многое: прекратил существование СССР, американцы начали пересматривать свою космическую программу.
Конечно, каждая из космических супердержав хотела бы иметь на орбите отдельную суперстанцию. В 1984 году правительство Рейгана приняло программу создания американской орбитальной станции, в начале 19
В 1993 году российское правительство официально предложило NASA строить станцию вместе. Потребовалось несколько лет переговоров и согласований. В 1996 году стороны пришли к согласию о конфигурации станции. К тому моменту уже стало ясно, что, помимо США и России, в создании международной станции поучаствуют Япония и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ESA).
По поводу названия станции велись особенно жаркие споры. NASA предлагало вариант «Альфа», российская сторона его отклонила: ведь «Альфа» — это по определению
Россия предложила название «Атлант». Но у NASA возникло резонное возражение: когда челнок «Атлантис» будет пристыковываться к «Атланту», путаницы с возможными очень серьезными последствиями не избежать. Так и осталась просто МКС — Международная космическая станция. Или ISS — как кому угодно.
Страны — участники этого проекта долго дискутировали о приоритетах, деньгах и прочих неизбежных спорных моментах любого международного строительства, но тем не менее работы велись. И уже в 1998 году с интервалом в две недели в космосе оказались и состыковались запущенный с Байконура
Участники экипажа STS-123 позируют в свой последний день присутствия на МКС для коллективной фотографии на пороге лаборатории Kibo
Но ещё два года основным местом для работы на орбите была станция «Мир». 31 октября 2000 года корабль
С 2000 года станция заметно выросла. Появились новые модули «Звезда», Destiny, «Пирс», Quest, множество служебных модулей… Но все они принадлежали США и России. ESA долго «пробуксовывало» в строительстве МКС. Да и само строительство станции сильно замедлилось после катастрофы шаттла «Коламбия». Дело сдвинулось с мертвой точки в 2007 году, когда на МКС доставили второй соединительный модуль Harmony (Node 2), который построили в Италии для американского сегмента МКС ещё в 2003 году! Затем, после многочисленных перестраховок и переносов, уже в 2008 году на станцию попал Колумб — «Коламбус», первый полноценный модуль Европейского космического агентства. А, значит, теперь в состав постоянной экспедиции на МКС все чаще будут включаться астронавты ESA.
Последними на данный момент полноправными совладельцами МКС стали Япония и Канада. Экипаж экспедиции
Первый упомянутый модуль — первая из четырех основных частей японской лаборатории Kibo. Практичные японцы начали строительство своего угла в космической «коммуналке» с чуланчика. В этом модуле японские астронавты будут хранить свои вещи и материалы для экспериментов. Пока остальные компоненты — основной обитаемый модуль, открытая платформа для экспериментов, открытый же «склад» и
Модуль Dextre на фоне солнечной батареи МКС и Земли, март 2008 года. Фотография сделана в то время, когда «Индевор» еще был пристыкован к МКС. Фото: NASA
Что же касается Dextre — это детище совсем другого континента. Канада не может себе позволить участие в МКС строительством большого модуля. Однако сильно облегчить жизнь космонавтам и астронавтам ей вполне по силам. Ведь любой дом требует ухода не только внутри, особенно когда он строится. Ещё раньше Канада поставила на МКС большой манипулятор Canadarm. Но он не мог заменить человека в открытом космосе. Это как раз и станет задачей робота Dextre. Он действительно даже внешне похож на человека в скафандре. Его можно смонтировать на том самом манипуляторе или на тележке первой космической железной дороги, проложенной на корпусе МКС, — Mobile Servicing System. «Руки» этого монстра могут вытягиваться до 3,5 м, а точность их движений — всего несколько миллиметров.
«Так при чем тут Жюль Верн?» — спросит читатель. Все просто. Чем больше дом, чем больше в нем жильцов, тем больше требуется доставлять туда грузов: продукты, вода, топливо, почта… Доставлять все это шаттлами и «Союзами» — непозволительная роскошь, с этими могут справиться и автоматические аппараты. Однако до нынешнего года история космонавтики знала только один вариант «космического грузовика» — наш «Прогресс» во всех его вариациях. Но он весьма небольшой. Ещё есть три многоцелевых грузовых контейнера MPLM (
«Жюль Верн» (Jules Verne) — это тоже вклад ESA в развитие МКС. Его официальное название — ATV (Automated Transfer Vehicle), что и означает «автоматическое грузовое судно». Но ATV —
Первый европейский грузовой корабль «Жюль Верн» приближается к МКС. Иллюстрация: ESA — D.Ducros
Что же дальше? Закончить строительство МКС планируют к 2010 году — позже с этим могут возникнуть проблемы. Дело в том, что именно в 2010 году США собираются вывести из эксплуатации все оставшиеся космические челноки. А новые космические корабли Orion, несмотря на форсирование программы, полетят никак не раньше 2014 года.
После этого выводить тяжелые модули сможет только Россия. Возникнет проблема и с доставкой космонавтов. Зато проще станет с грузами. Во-первых, построят еще четыре ATV, запуски которых планируются на 2009, 2011, 2012 и 2013-й годы. Кроме того, свой транспортник HTV(H-II Transfer Vehicle) строит Япония. А Россия планирует выводить тяжелые грузовые контейнеры на низкую орбиту, а потом доставлять их к МКС при помощи специального буксира. Когда станцию достроят, вес её перевалит за 400 тонн.
Пока что будущее МКС, ставшей самым дорогим международным проектом, определено до 2015 года. Потом — возможны варианты. Может быть, её передадут в использование коммерческим структурам (в частности, предлагается превратить МКС в высокотехнологичную фармацевтическую лабораторию). Скорее всего, потом будут строить новую станцию — и наверняка она тоже станет международной.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: