Реальность общеобразовательной школы

Реальность общеобразовательной школы

В стране и миреВ мире
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих ?!

Я думаю, что не ошибусь если выскажу предположение, что большая часть современных родителей крайне недовольна общеобразовательной школой. Разумеется из всего нижесказанного имеются исключения, но речь пойдет не о них. В большинстве случаев оказывается, что учиться становится все труднее, учебников все больше и они дороже, свободного времени практически не остается ни у обучаемых ни у их родителей, результаты медицинских осмотров детей все хуже. Существующее положение вещей оправдывается семимильными шагами научно-технического прогресса и ужесточение требований к обучающему процессу со стороны чиновников образования в свете реформирования системы образования.

На родительских собраниях мы все чаше слышим призывы уделять больше времени подготовке и выполнению домашнего задания и побуждать нерадивых детей к ответственному отношению к обучению. Родительскому комитету поручается в лучшем случае организация художественной самодеятельности или каких-либо еще увеселительных мероприятий, а в худшем он производит сбор денег на хозяйственно бытовые нужды и праздники. Никакого недовольства выразить родители не могут, да и не посмеют, поскольку это грозит еще большим ухудшением положения их собственного чада.

Школьная машина жадно пожирает сырье под название дети с претензией на мерило интеллектуальности, с удовольствием закусывая свободным временем родителей. Все это обставляется как совместные усилия школы и родителей по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Что такое общеобразовательная школа?
1) Это место где находятся дети, когда родители на работе (предположим, что большинство все таки работает).
2) Это место где дети получают знания.
3) Это место где дети усваивают определенные нормы общественного поведения.
4) Это место где дети общаются между собой.
5) Это место, наделяющее учащегося статусом школьника (тем самым "задерживая" его взросление).

А теперь по порядку.
1) Соблюдается в случае наличия группы продленного дня и предполагает наличие досуговых мероприятий (кружки, клубы, секции). Реально кружково-секционная работа школы минимизирована. Дети, разумеется, занимаются в различных секциях, клубах, студиях и пр., но все прекрасно знают, что происходит это вне здания школы и за отдельную плату. Вот и выходит, что цивилизованный досуг это только для детей у чьих родителей есть деньги, но самое главное это для детей у чьих родителей есть возможность (время чтобы отвести, привести) для того чтобы приучить ребенка посещать эти занятия, т.к. в большинстве случаев даже взрослые, не говоря уже о детях, мало способны к самоорганизации досуга. В итоге мы имеем:
- школу как место кратковременного пребывания детей с целью получения знаний (об этом ниже). При этом школы, которые по счастливой случайности попали в категорию "престижных", эксплуатируют сложившуюся ситуацию организуя учебу и в 2 - 3 смены, наполняя классы по 30-35 человек, тогда как соседняя школа "попроще" не может набрать и 2-х первых классов в новом учебном году;
- массу детей представленных самим себе, которые не могут найти себе занятие в свободное от уроков время;
- и массу учителей, которые ничего кроме как "учить" делать не умеют, поскольку времени на воспитание на уроке точно не остается.

2) В части получения знаний необходимо всегда помнить, что интересы детей и интересы учителей общеобразовательной школы диаметрально противоположны. Зачастую оказывается, что деятельность учителей карикатурно направлена на ужесточение контроля. Грубо говоря, они попросту упражняются в усложнении различных заданий с целью, чтобы ученики как можно больше потратили времени на их выполнение и как можно меньше учеников с этим заданием справились. Порою это принимает просто садистские формы. Здесь ситуация напоминает отношения работника и работодателя. Баланс интересов позволяет соблюдать профсоюз, но у школьников профсоюза нет и быть не может. Родители встать на защиту интересов своих детей не могут (не существует схем экспертизы деятельности учителя со стороны родителей) и не должны, т.к. это разрушает авторитет учителя. Вот и получается, что дети часами просиживают за столом выполняя уроки. Причины учительского садизма это не какой-то злой умысел или низкая квалификация работников образования. Все гораздо проще. Таким образом учителя с одной стороны хоть как-то занимают свободное внешкольное время детей, а с другой обеспечивают себе дополнительный заработок в виде репетиторства.
Кроме того, научительная машина устроена так, что безжалостно выкашивает таланты и наклонности, а потому не может быть мерилом интеллекта, как того желают учителя. Приведу пример, существует какой-либо образец выполнения задания (математический пример или задача которые имеют единственное верное решение с небольшими вариациями выполнения и ответом на последней странице учебника), если ты быстро научаешься его правильно выполнять - ты отличник. Таким образом, осуществляется отбор в пользу людей быстро и хорошо осваивающих уже существующие образцы, придуманные уже кем-то до них. Эти людям достаются лучшие отметки и похвалы. Человек же у которого иначе устроено мышление, порою существующие образцы осваивает с трудом, ему неудобно, как итог он оказывается в аутсайдерах. Между тем именно эти люди создают новые способы и новые образцы деятельности, порою более эффективные. Традиционный подход в оценивании знаний и умений относит этих учеников в лучшем случае к середнячкам, а то и махровым двоечникам. Из этого следует, что образовательную школу не следует понимать как мерило интеллекта, на что явно она сегодня претендует. Это значит бессмысленно делить классы на "гимназические", "лицейские", а особенно "коррекции" и пр. Это все бредятина! Больше того, подобные схемы лишь имитируют реформирование образовательной системы, а на деле оказываются схемами разрушения существовавшей в советское время системы. В этом смысле учитель и школа больше напоминают не источник знаний, а место сортировки "умственных способностей". Критерии сортировки при этом по сути произвол учителя (школы) не ограниченный и не контролируемый. В начальном звене школы таким образом отсортировываются дети с разным уровнем подготовки (кто-то уже читает, а кто-то и букв не знает), а ни как не одаренность как заявляют учителя. В среднем и старшем звене отсортировывается самое большее скорость освоения изучаемого материала, а не склонность к точным или гуманитарным дисциплинам (такой склонности вообще не существует, это все мифы учителей). Что бы не говорили и не писали об интеллектуальных тестах, но измерить интеллект не возможно! И уж точно на это не способна массовая школа, где добрая половина учителей сами бывшие троечники.
В итоге получения знаний в школе мы получаем:
- "человека учащегося", который кроме как "учиться" делать больше ничего не умеет и не хочет (встречаются экземпляры с 2-мя и 3-мя высшими образованиями, считающими себя высокоинтеллектуальными людьми, предназначенными только для выполнения сложной умственной работы, но при этом не могущие вбить гвоздя в стену);
- необоснованные амбиции на принадлежность к "белым воротничкам", порождающие непопулярность рабочих специальностей (вот и приходится звать гастарбайтеров)
- букет заболеваний (нарушение зрения, осанки, лишний вес и пр.).

3) Этот пункт для меня оказывается самым сложным для освоения. Сегодня не возможно зафиксировать какие личностные качества закрепляются и культивируются у взрослеющей в стенах школы личности. Их невозможно выделить, наверное, не по причине их отсутствия в школе конкретно, а отсутствия вообще в принципе. Получается, что эти качества необходимо заново выделить, сформулировать и закреплять в людях поощрением. Но этого в школе точно не происходит! Она от этого устранилась полностью. Никто даже не пытается сформулировать какие качества в человеке сегодня нужны. Эта сфера целиком и полностью освоена СМИ (телевидение, радио, журналы, газеты, компьютерные игры и пр.). Сфера определения качеств современного человека (формулировка и трансляция) СМИ полностью узурпирована. В последнее время ясно просматривается тенденция проектирования через СМИ, но школьные идеологические пустоты зияют страшными дырами.
Если, к примеру, зайти в любую школу и спросить у любого учащегося знает ли он слова гимна Российской Федерации? .... Хотите верьте, хотите нет, а на первое сентября на школьной линейке у моего ребенка государственный флаг висел "вверх ногами"!!! А межу прочим школа существует на государственные деньги. Почему государство не требует уважения к себе за свои же деньги!
Если необходимо привить уважение к частной собственности, то что для этого делается в школе? Наивно полагать, что школьные шкафчики для каждого ученика в отдельности это бытовая роскошь. Пришел человечек в школу, где ничего собственного у него нет кроме его личных вещей. Шкафчик с замочком школьника приучает его с ответственности за собственные вещи, к их неприкосновенности, к тому, что окружающие уважительно относятся к его личным вещам и требуют от каждого ученика такого уважения к собственности всех остальных. А сегодняшняя школьная свалка-раздевалка приучает детей к безответственности, бесхозности, к тому что об этом должен позаботится кто-то другой.
Если необходимо реформировать армию, то где как не в школе формулировать ее врагов? В этой части у нас похоже полный провал, поскольку сегодня вообще не понятно кто у нас враги. Но армия без врага точно существовать не может.
Если нужно формировать гражданское общество, то почему мы не приучаем подрастающее поколение к безвозмездной общественной деятельности через школу? Я ошибусь если скажу, что отсутствует волонтерское движение или мало общественных организаций. На мой взгляд, школа просто обязана закреплять и поощрять участие человека в подобных движениях и организациях, а наблюдается в лучшем случае безразличие, а порою и неодобрение, мол учился бы лучше.
Если сегодня учитель называет "стукачем" и стыдит прилюдно ребенка который жалуется на того кто тайком исписал стены или сломал парту, то завтрашние взрослые не расскажут, что сосед укрывается от налогов.
Как можно становиться честным, переписывая готовые сочинения? Как становиться добрым рядом с "сортировщиками умственных способностей"? Как стать бескорыстным в условиях тотального извлечения выгоды? Или может я ошибаюсь, и эти качества никому не нужны?
В итоге мы имеем на выходе:
- человека не имеющего представления о сакральности государства;
- человека не приученного уважать частную собственность;
- человека не имеющего представления зачем нужна армия;
- атомизированного человека для которого "моя хата с краю - ничего не знаю";
- плагиаторов с претензией на ученость...

4) 5) Вопросы я объединила по причине их сопряженности. Коммуникацию в школе условно можно разделить на внутриклассовую (урочную) которая доминирует даже по времени и межклассовую (переменную). Если исходить из предположения, что подавляющее большинство людей суть человек подражающий (научается чему-либо от других, доказательством этого можно считать то, что попавший в стаю к зверям ребенок человеком не становится, а попавший на необитаемый остров взрослый в отсутствии человеческого общества превращается в животное), то сортировка детей по классам суть изоляция детей с разным уровнем подготовленности (в начальном звене) и с разной скоростью освоения материала (в среднем и старшем звене) исключающая подражание. Изоляция хорошо подготовленных и с хорошей скоростью освоения материала детей гениальности им точно не добавляет, зато значительно снижает шансы подтянутся неуспевающим в отсутствии образцов быстроты и успешности. Внутриклассовая коммуникация "разноуровневых" детей за счет подражания позволяет "подращивать отстающих" с одной стороны, а с другой повышает самооценку хорошо успевающим детям, что собственно и является одной из задач массового образования. Так что разрушение внутриклассовой коммуникации "разноуровневых" детей, на мой взгляд, в принципе противоречит смыслу существования массовой общеобразовательной школы.
Зато в части межклассовой (переменной) коммуникации в общеобразовательной школе "все в порядке". Образцы раннего курения, половой активности, хамства с неимоверной быстротой осваиваются вне зависимости от уровня подготовки и хорошей скорости освоения знаний. В этом смысле не понятно зачем всех обязали получать среднее образование полностью (11 классов)? Раньше хоть возможно было скороспелых с вредными привычками экземпляров изолировать в специально отведенные учреждения (ПТУ, техникумы) дабы они не подавали дурного примера другим, да и делом занялись, учиться ведь их все равно заставить не возможно!
В результате мы имеем:
- школу как механизм не понятно для чего создающий разрыв коммуникации между людьми с разным уровнем подготовки;
- школу как коммуникационную площадку для освоения вредных привычек;
- утрату функции школы по сдерживанию "взросления" (снижение возрастной планки начала половой жизни).

Все выше перечисленное приводит в конечном итоге к десакрализации государства, дальнейшему гниению армии и росту лености народа. Я считаю, что мой народ заслуживает лучшего. А как думаете Вы дорогой читатель???

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Татьяна Фомина
nasledie.ru

всего: 1545 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире