Позовите доктора

Позовите доктора

В стране и миреВ мире
Острую нехватку врачей и медсестер ощущают почти все российские клиники

На прошлой неделе заместитель министра здравоохранения РФ Руслан Хальфин заявил, что выпускников медицинских вузов не будут неволить и ссылать на отработку в провинцию на три года. Соответствующие поправки были внесены в приказ об организации последипломного образования. Специалисты убеждены: после такого нововведения в региональных больницах вообще не останется молодых специалистов.

Уже сейчас нехватка медицинских кадров в целом ряде областей составляет 30%, а в некоторых регионах эта цифра доходит до 50%. Это неудивительно. По данным Минздравсоцразвития, из 600 тыс. врачей только треть работают в практическом здравоохранении. Руководство клиник выкручивается, как может: «клянчит» дополнительные средства из региональной казны, принимает на работу иностранных граждан или просит «больничных ветеранов» повременить с выходом на пенсию.

В стране сложилась парадоксальная ситуация, считают эксперты. «С одной стороны, Россия находится на первом месте по количеству врачей: на 10 тыс. населения приходится от 42 до 57 медиков. Это в два раза больше, чем в Европе, – рассказал «НИ» заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. – С другой стороны, по специальностям и регионам наблюдается разная плотность врачей. Если в столице и административных центрах их переизбыток, то в регионах, в селах – острый дефицит».

Несмотря на стабильно высокий конкурс в медвузы, в поликлиники и больницы идут работать лишь 50% молодых специалистов, отмечают эксперты. Остальные уходят в частные клиники или вообще забывают о полученной профессии. «Могу по своему опыту сказать: в медвузах, в основном, мальчики учатся для армии, а девочки – для мамы, – рассказала «НИ» москвичка Татьяна Воробьева. – Я окончила вуз с «корочкой» педиатра несколько лет назад. По специальности ни дня не работала, практически сразу же вышла замуж. К слову сказать, образование сыграло в этом решающую роль. Когда будущая свекровь узнала, сказала сыну: «Женись немедленно, в семье врач всегда пригодится»».

«Стабильно высокий конкурс в нашем вузе на специальности «дерматология», «гинекология», «эндокринология», – рассказал «НИ» первый проректор Московской медицинской академии им. Сеченова Игорь Денисов. – Эти профессии считаются престижными, с таким дипломом легко устроиться в частную клинику и, соответственно, много зарабатывать. Однако практически нет конкурса на такие специальности, как «фтизиатрия», «онкология», «анестезиология-реаниматология», хотя это не значит, что у нас туберкулезом болеют меньше, чем кожными заболеваниями».

Мелочь, а приятно

Больницы и поликлиники выкручиваются из такой ситуации, как могут. Например, в Новосибирске, где дефицит медицинских кадров составляет более 13 тыс. человек, решили не ждать у моря погоды и повысить зарплату узким специалистам, сообщает корреспондент «НИ» в регионе Елена АЛЕКСЕЕВА. «Отнять и поделить» между узкими специалистами планируют муниципальные надбавки, которые раньше получали участковые. По крайней мере, городские власти неоднократно сообщали о том, что такой вариант рассматривается. А пока с сентября прошлого года медицинские работники 10 новосибирских муниципальных стационаров получают надбавку к заработной плате из Новосибирского областного Фонда обязательного медицинского страхования. В зависимости от объема экстренной медицинской помощи часть лечебных учреждений получает дополнительные 25% к фонду оплаты труда, часть – по 15% и 10%. Распределяют эти деньги внутри коллектива руководители больниц.

Доплатами завлекают молодых специалистов и в поликлиники Самарской области, передает корреспондент «НИ» в регионе Сергей ИШКОВ. Например, региональные надбавки получают работники отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных городской больницы № 1. А в середине прошлого года водителям «Скорой» стали ежемесячно доплачивать 7 тыс. рублей из самарской казны. Однако, как признаются сами врачи, все эти надбавки – что слону дробина. «Несмотря на все повышения, моей зарплаты хирурга катастрофически не хватает на жизнь, – рассказал «НИ» Олег Спирин. – Когда моя жена родила первого ребенка и ушла в декрет, мне пришлось искать подработку. Стыдно об этом говорить, но, работая днем хирургом, по ночам я подрабатывал слесарем-сантехником аварийной бригады. А теперь Оля подарила мне второго малыша… Сейчас ему четыре месяца, и я просто не знаю, что делать».

Многие врачи, не желая отказываться от своей профессии, работают и на полторы-две ставки, потому что иначе просто невозможно свести концы с концами. Например, в Брянской области из 4 тыс. врачей практически каждый работает на две ставки. Но и это не спасает. Нередко врач вместо приема положенных 1,5 тыс. пациентов на участке вынужден работать с 2,5 тыс. больных. Детские врачи вместо того, чтобы принимать 800 детей, имеют по 1,5 тыс. маленьких пациентов. Если нет хотя бы медсестры, которая помогала бы заниматься бумажной работой, многокилометровые очереди гарантированы.

Врачей не хватает даже в обеих столицах. Так, Москве не достает 600 педиатров и 1 тыс. врачей «Скорой помощи». Эксперты отмечают, что, несмотря на все льготы, которые город дает докторам, работать в коммерческом секторе все равно выгоднее. При первой возможности доктора покидают государственную поликлинику и отправляются в частную.

На две детских поликлиники в Приморском районе Санкт-Петербурга – №30 и №4 – всего один хирург, передает собкор «НИ» в регионе Наталья ШЕРГИНА. Запись на прием ведется один день в неделю, и если родители не успевают взять талончик, их больным детям приходится подолгу дожидаться помощи. Любопытно, но формально никаких нарушений тут нет. Дело в том, что в ходе реструктуризации медицинских учреждений обе поликлиники, расположенные по разным адресам, «слились» в одну, которой по штату положен всего один хирург. И это не единственная головная боль петербургских родителей. Чтобы попасть на прием к аллергологу поликлиники № 16, даже больных бронхиальной астрой детей нужно за 2 месяца записывать в очередь.

Как признает начальник отдела здравоохранения Приморского района Петербурга Людмила Боричева, в штате некоторых детских поликлиник недостает до 40% участковых детских врачей и специалистов, а также до 50% медсестер. В целом же в городском поликлиническом звене не хватает более 70% узких специалистов. Те, что есть, просто не успевают обслуживать всех желающих. Тем более что на прием к врачу приходят жители и новых районов, где поликлиники еще не открылись

Но даже работа некоторых специалистов на две ставки не спасает больницы и поликлиники от кадрового голода. Вот и приходится руководству лечебных учреждений просить узких специалистов повременить с выходом на пенсию. По данным ректора Российского государственного медицинского университета Николая Володина, 60% всех работающих врачей уже отметили свой 50-летний юбилей, а 30% из них – 65-летний. «Укомплектованность больниц и поликлиник в Уфе – не более 50%, – рассказала «НИ» травматолог одной из уфимских больниц Татьяна Стовба. – Выпускники вузов дольше года в государственной медицинской сфере не задерживаются. В итоге на позициях в 80–90% случаев работают специалисты предпенсионного и пенсионного возраста».

Нередко груз ответственности за больных перекладывают не на больничных «ветеранов», а на гостей из стран ближнего зарубежья. Такой оригинальный выход из кадрового кризиса недавно нашли аж в нескольких регионах. Например, власти Армавира собираются пригласить на должности врачей граждан солнечного Кыргызстана и других среднеазиатских стран, передает собкор «НИ» в Краснодарском крае Сергей ПЕРОВ. Это единственный выход из кадрового кризиса в регионе, где дефицит врачебного персонала составил 9 тыс. человек, а фельдшеров и медсестер – 15 тыс. человек. Кроме того, городская администрация уже зарезервировала 30 квартир в новостройках для врачей, которые прибудут в город из других регионов.

Похожая инициатива действует и в Кораблинском районе Рязанской области, где гинеколог, хирург, травматолог, анестезиолог и педиатр приехали из Таджикистана. Иностранные кадры пригласил областной департамент здравоохранения, измученный дефицитом медицинских кадров в поликлиниках и больницах. А вот в Смоленской, Белгородской и Псковской областях белые халаты надевают мигранты из Украины, Белоруссии и Молдавии. Особенно рады помощи из-за рубежа в псковских больницах. Ведь на всю область нет даже собственного медицинского вуза. Понятное дело, что врачи из Санкт-Петербурга в малообеспеченные поликлиники Пскова едут весьма неохотно. А вот белорусы и украинцы довольны даже небольшим окладом. Все бы ничего. Только за уровнем образования и квалификацией приезжих специалистов следят, по словам экспертов, слабо. Иностранный врач в равной степени может оказаться «светилом» медицины и выпускником-«двоечником».

Увы, сейчас здравоохранение финансируется в два раза меньше, чем следовало бы, считает председатель комиссии Общественной палаты по здравоохранению Леонид Рошаль. Узкий специалист до сих пор получает 7–10 тыс. рублей. Заведующий травматологическим отделением центральной районной больницы – 6 тыс. Многим квалифицированным врачам пришлось бросить специальности и уйти в участковые терапевты, где оплата выше в два раза. «Отпугивает от профессии врача и отсутствие социальных гарантий, – рассказал «НИ» Сергей Колесников. – Сейчас практически ни в одном регионе молодым специалистам не предоставляется ни жилья, ни скидок по оплате коммунальных услуг и транспорта».

По мнению экспертов, решить сложившуюся ситуацию можно, вернув обязательное распределение выпускников медвузов в практическое здравоохранение на 3–5 лет. «Например, в Японии существует такая практика: еще на третьем курсе работодатель заключает со студентом контракт на несколько лет, – пояснил «НИ» Игорь Денисов. – Во время учебы работодатель доплачивает 20–25% к стипендии студента. А когда заканчивает обучение, у выпускника есть гарантированная работа. После истечения срока контракта он может быть продлен льготами. Например, условием, что выпускник будет платить 30% арендной платы за жилье, а впоследствии сможет его купить за небольшие деньги».

«Противники распределения говорят о праве выбора профессии, – рассказал «НИ» Леонид Рошаль. – А почему мы не говорим о праве тысяч больных, которые не имеют возможности получить квалифицированную помощь, потому что врачей не хватает? Но распределение возможно только при условии достаточного материального обеспечения тех врачей, которые идут в первичное звено, будь они участковыми врачами, врачами сельских больниц или узкими специалистами».

В Швеции врач – самая востребованная профессия

Врач – одна из самых востребованных сегодня профессий в Швеции. Население стареет, и медработников требуется все больше и больше. Выпускаясь из вуза, молодой доктор, как правило, имеет долг в 50 тыс. евро за обучение. Но уже через два-три года он полностью выплачивает учебную ссуду. Зарплата врача – одна из самых высоких в Швеции и составляет не менее 3 тыс. евро за вычетом налогов. Распределения после медвузов нет, выпускники могут выбирать среди десятков предложений. Больницы и губернские медуправления начинают охоту за студентами еще на младших курсах, завлекая их подарками, спонсируя студенческие мероприятия и приглашая на подработку.

Дефицит кадров в сфере здравоохранения так велик, что больницы и губернские управления привлекают кадры из-за рубежа, в том числе из стран, не входящих в ЕС. Иностранные врачи могут получить специальную визу для поиска работы в Швеции. Социальное управление даже отменило обязательную прежде процедуру дополнения знаний, полученных в вузах за пределами ЕС. Врачу с опытом работы достаточно предъявить переведенный диплом, справку о сдаче экзамена по шведскому языку и пройти оплачиваемый полугодовой испытательный срок в одном из медучреждений. После этого иностранный специалист становится полноценным шведским врачом. Некоторые шведские рекрутинговые компании специализируются на вербовке врачей в России. Недавно, например, с их помощью в шведскую глубинку на должности районных врачей приехали 9 специалистов из Питера в возрасте от 31 года до 53 лет. За каждого из них местные губернские управления заплатили кадровикам-посредникам по 30 тыс. евро.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм



В Германии на доктора надо учиться 13 лет

Как признаются немецкие чиновники, «лучшие времена медицины в Германии миновали». Ежегодно в лечебных учреждениях страны остаются незанятыми порядка 5 тыс. вакансий. В отдельных клиниках из-за нехватки кадров докторам приходится работать по 24–30 часов кряду. Компенсировать недостаток специалистов за счет мигрантов немцы, тем не менее, не спешат. Например, российским врачам, чтобы подтвердить свой диплом, придется снова сесть за студенческую скамью и продолжить обучение уже на немецком языке.Вообще выучиться на врача способен далеко не каждый немец. Во-первых, отбор в вузах строжайший. Например, из 750 студентов Мюнхенского университета до четвертого курса добрались только 500 человек. Во-вторых, обучение занимает порядка 10–13 лет. 6 из них проходят в аудитории, семь – в клинике, где выпускники выступают в роли врачей-ассистентов. Распределением кадров в Германии вузы не занимаются. Впрочем, найти работу за 2–2,5 тыс. евро в месяц для молодого доктора не проблема.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
АННА СЕМЕНОВА, АНДРЕЙ ЛЕОНОВ
Газета Новые Известия

всего: 1652 / сегодня: 1

Комментарии /1

00:2129-04-2008
 
олег
все правильно.зарплату надо выше.даже в крупных городах осталось мало специалистов,при большом количестве врачей.умные уходят туда где можно заработать деньги,при этом спят дома,а не на работе и не переживают за жизнь людей,не выслушивают чужие беды и страдания.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире