В поисках слесаря

В поисках слесаря

В стране и миреВ мире
Как сделать так, чтобы место у станка не осталось вакантным

Как раз сейчас выпускники школ определяются, какому делу посвятить жизнь. Как свидетельствует статистика, рабочую профессию выбирают немногие. На каждого выпускника профессионального училища в регионе приходится четыре выпускника вуза.
Все более острым становится противоречие между развивающейся экономикой и количеством хорошо подготовленных производственных кадров. О том, что происходит на рынке труда и как отрегулировать кадровые "перекосы", свое мнение высказали представители местных органов власти, предприятий и учреждений образования.

Создаем кластеры

Юрий Бородин, руководитель департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области:

- Сегодня на десять тысяч жителей в области готовятся 410 человек с высшим образованием, 143 - со средним техническим и только 101 - по рабочим профессиям. В итоге на конец 2007 года на рынке труда мы имели недостаток рабочих кадров и переизбыток специалистов с высшим образованием.

Но, чтобы влиять на процесс формирования трудовых ресурсов, необходимо точно знать потребность в них экономики региона. В связи с этим в Ярославской области планируется создать центр по мониторингу рынка труда и, начиная с нынешнего года, определять реальные потребности как в рабочих профессиях, так и в специалистах более высокого уровня, чтобы давать затем рекомендации по их выпуску.

Сегодня мы уже говорим о подготовке специалистов для конкретных рабочих мест. Но добиться этого можно лишь при организационном и финансовом участии в профобразовании работников самих работодателей. Поэтому мы намечаем создать в области 5 - 6 так называемых производственно-учебных кластеров. Это структуры, которые должны объединить усилия учебных заведений, предприятий и организаций с целью повышения качества выпускаемых специалистов. Внутри таких кластеров предприятия могут заказывать для себя работников нужной квалификации и совместно с учебным заведением готовить их для конкретных рабочих мест.

Вперед к рынку

Татьяна Степанова, директор департамента образования администрации ярославской области:

- Училища и лицеи области способны дать молодежи 73 рабочие профессии, ориентированные на 18 отраслей экономики. Чаще всего вчерашние школьники выбирают профессии, связанные с металлообработкой, транспортом, строительством, в какой-то мере - с сельским хозяйством. Однако ежегодно при потребности 8 - 9 тысяч область получает всего 5 - 6 тысяч подготовленных молодых рабочих.

Проблемы к тому же обостряются в связи с нарастающими последствиями демографического спада. И выход мне видится в распространении рыночных принципов действия на всю систему профобразования, постепенном переходе от государственного управления к рыночной модели.

В решение проблем подготовки наиболее востребованных специалистов, я считаю, могут внести большой вклад и ресурсные центры, которые появились уже в системе профобразования области. Ресурсный центр - это, по сути, объединение в единую учебно-методическую базу группы учебных заведений, готовящих специалистов по родственным профессиям. Пока их в области четыре - по металлообработке, сварочным работам, строительству и подготовке водителей. Но задача до 2010 года - создать еще четыре центра.

Главное - имидж

Александр Гончаров, директор по персоналу одного из крупнейших ярославских предприятий:

- Мы не решим проблему с рабочими кадрами для предприятий, пока не возьмемся всерьез за два вопроса - поднятие имиджа рабочего человека и кардинальное повышение качества подготовки специалистов.

Что касается имиджа, то есть повышения авторитета рабочей профессии, то тут работодателю не грех использовать самые различные методы - и моральные методы поощрения, и рыночные стимулы. К примеру, у нас на заводе довольно эффективно используются и доски почета, и благодарности генерального директора, праздничные поздравления, внимание к ветеранам труда и так далее. Опрос мнений, проведенный психологами, подтвердил, что моральный фактор по-прежнему очень важен для людей.

Что касается материальных стимулов, то на предприятии ежегодно лучшим работникам выплачиваются премии в размере от 30 до 50 тысяч рублей. И есть еще одна престижная награда за трудовые успехи - автомашина "Волга".

Все это способствует повышению авторитета работника в коллективе. Ну и, естественно, высокого имиджа без хорошей зарплаты не будет. Сейчас средняя зарплата производственного рабочего на заводе - 19 тысяч рублей. Отдельные высококвалифицированные рабочие зарабатывают и до 30 тысяч.

Но для того чтобы получить рабочего новой формации, уважаемого, высокооплачиваемого и умелого, должны быть задействованы все звенья цепочки. Речь прежде всего идет об условиях подготовки кадров в училищах.

Мы на предприятии в последние годы активно модернизируем производство, добиваясь соответствия европейскому уровню. А если в училище все будет по-старому, на допотопных станках, да еще останется стандарт подготовки рабочего лишь третьего разряда, мы не добьемся коренного улучшения.

Поэтому сегодня осознавшие проблему работодатели стараются на новых началах выстраивать отношения с системой образования. И не надо жалеть средств на благое дело. К примеру, лицею, готовящему кадры для нашего завода, предприятие выделило в минувшем году 20 миллионов рублей, кроме того, участвуя в программе нацпроекта, лицей получил еще 20 миллионов - в итоге за короткий срок он был оснащен самым современным оборудованием.

Однако было бы неразумно замыкаться на одном учебном заведении. Мы открыты для сотрудничества со всеми. К примеру, уже вчерне обговорили с Ярославским автомеханическим техникумом проект по введению там нужных нам специальностей, связанных с литейным и кузнечным производством. Во всем Ярославле специалистов по этим профессиям не готовит никто. И согласны сотрудничать на взаимовыгодной основе: вы нам - хороших специалистов, мы вам - помощь в создании производственной, учебной базы.

Очень хорошее дело - создание ресурсных центров, но чтобы активнее привлечь к сотрудничеству в них не только профучилища, но и работодателей с их средствами, надо, на мой взгляд, на договорных началах организовать соучредительство всех участвующих в проекте сторон. Тогда для предпринимателя это сотрудничество будет уже не дарением определенной суммы училищу на нужды, а совместным хозяйствованием и решением вопросов, и деньги в этом случае будут работать на общую пользу. При этом проект можно будет расширить, чтобы он был более эффективным. Речь идет о том, чтобы на базе того же, скажем, лицея обучать и группы взрослых людей, и заводские группы ребят, пришедших на предприятие прямо из школы или с улицы. В этом случае училище и его оборудование работали бы не в одну, а, к примеру, в две смены.

Сильное звено

Андрей Трошин, директор лицея № 2:

- Я убежден, что очень многое в этой цепочке по подготовке современных рабочих напрямую зависит от активной позиции самих "звеньев" цепочки. Вспоминаю, как нам было грустно, что оборудование старое, переобучить педагогов - средств не хватает и так далее. А потом взялись, написали инновационную программу, все обосновали (еще до национального проекта). И отправили в Москву. Через некоторое время пришел ответ: поздравляем, ваш проект победил, вы будете участвовать в проекте "Рабочий нового поколения". Выиграли также грант по теме "Интеробучение для будущего" в Институте развития образования (ИРО). Так появились первые средства, а с ними возможность переобучить преподавателей, научить каждого работать с компьютером. А затем пришли средства по нацпроекту и от наших работодателей. Тогда уже мы развернулись в полную силу. Переоборудовали полностью мастерские станками с ЧПУ. Вместо 10 стареньких компьютеров сегодня в лицее 53 современных. Новое оборудование потребовало более высокой культуры производства. Внедрили японскую систему "Основы бережливого производства".

Но справедливо утверждение, что надо действовать сообща и в единой связке с заказчиком рабочей силы. Поэтому сейчас планируем заключение индивидуальных договоров по каждому учащемуся с заводом, для которого подрастает новый кадр. Чтобы на производстве видели, кого они растят и для какого конкретно участка, заботились о росте его квалификации на той же практике.

Между тем

Вологодские депутаты вышли в Государственую думу с "трудовым" законопроектом. Они предлагают давать отсрочку от армии сроком на один год всем выпускникам профессиональных училищ, получившим рабочую специальность или уехавшим работать в деревню.

- Это очень важный законопроект, - считает депутат Законодательного собрания области Евгений Шулепов. - Ведь пока ребята служат в армии, они все забывают, и приходится заново их переучивать. А если они попрактикуются, то и знания сохранят, и в армии по специальности устроятся. Кроме того, этот закон сможет решить проблему острого дефицита рабочих специальностей.

Слесарей, плотников, токарей, официантов и трактористов в Вологодской области не хватает давно. В то время как юристов и экономистов  в четыре раза больше, чем нужно.

Кроме всего прочего в области просто отсутствует налаженная система подготовки рабочих кадров, нет инновационных программ и специальной литературы, низок уровень подготовки молодых специалистов. А рынок труда сейчас никто не анализирует.

- Училища готовят рабочих одних специальностей, а на деле требуются совсем другие, - приводит пример председатель постоянного комитета Законодательного собрания области Людмила Ячеистова.

Вопрос реформирования профессионального образования будет решаться на самом высоком уровне уже в ближайшее время. В планах депутатов - разработка прогнозов по самым востребованным специальностям и увеличение оплаты труда педагогов в профтехучилищах.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Нелли Григорян, Юлия Лаврова
РГ

всего: 1024 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире