Школьные конфликты: кто виноват и что делать?

Школьные конфликты: кто виноват и что делать?

В стране и миреВ мире
Уважаемые родители, уважаемые педагоги, все наши собеседники! Наш сегодняшний разговор о проблемах взаимодействия педагогов, родителей и школьников.

К сожалению, это взаимодействие часто похоже на битву двух воюющих сторон, в которой страдает больше всех ребенок. Уверена, что учитель и родители должны быть союзниками и только в этом случае они будут 'на стороне' ребенка. А вот родителю найти союзника в учителе, а учителю в родителе - совсем нелегко. Этому не учат и педагогов, и родителей. Очень надеюсь, что наш разговор кому-то поможет найти эффективный вариант взаимодействия, а может быть, избежать ошибок или исправить их.

13:16 Ирина Я - учитель и все больше убеждаюсь, что конфликты между учениками и учителями - это нереализованные амбиции родителей и учителей. Что вы можете добавить по этому поводу?

Да, такое бывает. Но не должно быть. Квалифицированный педагог и грамотный родитель не может себе позволить реализовать свои амбиции в ущерб ребенку. К сожалению, многие педагоги хорошо знают свой предмет, но плохо знают ребенка, его особенности, возможности, проблемы. Также плохо знают ребенка многие родители и не учитывают это, предъявляя неадекватные требования, создавая условия для постоянного стресса и неудач.

13:19 Ольга Не считаете ли Вы что для того чтобы воспитывать детей надо с начала воспитать хороших педагогов?

Именно об этом я и говорила в ответе на предыдущий вопрос. В течение многих лет мы предлагаем изменить стандарт образования педагогов, включив в этот стандарт большой цикл дисциплин, которые помогут будущему педагогу лучше знать ребенка. Это необходимо и для эффективной организации учебного процесса, и для сохранения здоровья детей. Кому-то это покажется парадоксальным, но это поможет сохранить нервы и здоровье учителя.

13:21 Здравствуйте. У меня гиперактивный ребенок. В этом году нам надо идти в школу, но в детском саду воспитатели предупреждают о его неусидчивости, невозможности долго концентрировать внимание. Дома тоже заниматься может не более 15 минут. Что делать? Спасибо

Хочу вас успокоить: любой ребенок 6-7 лет заниматься больше 15 минут не может. Вообще внимание ребенка этого возраста поддерживается не слова НАДО, а интересом. Любое занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным. Возможно ваш ребенок совсем не гиперактивный, он просто живой, каким и должен быть любой нормальный ребенок. А то, что он неудобен воспитателям в детском саду – это их проблемы. Они должны выстроить занятие так, чтобы ребенок выполнял задание. Если хотите глубже разобраться в этой проблеме, попробуйте найти мою книгу – М.М.Безруких "Ваш ребенок непоседа" Москва, "Вентанаграф", 2006

13:22 Татьяна Лирина, Тверь Как известно, в этом году Министерство образования ввело обязательный ЕГЭ по математике. Школьникам Твери сообщили только в конце марта. Даже учителя говорят, что за это время нереально подготовиться к ЕГЭ по математике, задания которого очень сложные и даже частично выходят за рамки школьной программы. Естественно, ученики, особенно гуманитарии, которым ЕГЭ по математике может стоить хорошего аттестата или медали, расценили это как нарушение их прав. Как они могут отстоять свои права?

Думаю, что вы можете обратиться за разъяснением в Департамент образования Твери или в Минобрнауки РФ.

13:24 Лидия Добрый день. В настоящее время, в наших школах появляется все больше детей из других этнокультур, с иным менталитетом. Эти дети позднее созревают для обучения по общей школьной программе.им трудно преодолевать языковой барьер. Некоторые из них ведут себя агрессивно, сплачиваются в группы. Было бы правильным создавать из таких детей отдельные классы и обучать по специальной программе?

Лидия, это очень серьезная и сложная проблема. Решить ее организационным путем, создавая отдельные классы невозможно. Любая сегрегация, любое разделение детей, живущих в одной стране, в одном городе, в одном районе, может обернуться очень тяжелыми социальными последствиями. Неслучайно во многих странах мира уделяется огромное внимание обучению детей мигрантов, ликвидации трудностей письма и чтения этих детей, но не путем разделения, а путем дополнительных занятий и создания ситуации, в которой эти дети наоборот интегрируются в среду. А то, что некоторые из них ведут себя агрессивно и сплачиваются в группы, вполне естественно. Отверженные всегда агрессивны и сплачиваются в группы. Мы это очень хорошо знаем на примере классов коррекции, которые одно время были очень популярными. В школе эти классы называли "классами дураков". И когда-то одна учительница мне сказала: это не класс, это стая озлобленных волчат. Если мы не хотим, чтобы наши дети страдали от агрессии своих сверстников, мы должны учить их общаться, понимая и принимая особенности, и различия друг друга. Этому нужно учить, как детей мигрантов, так и наших детей.

13:25 Андрей Соловьев, г. Торжок Тверской области Уже на протяжении пяти лет в образовательных учреждениях Волгоградской области реализуется проект "Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка". Не стоит ли, на ваш взгляд, распространить эту практику по всей России?

Любой вариант защиты прав ребенка имеет право на существование. Если это эффективно, то такой опыт мог бы помочь многим детям и родителям. А самое главное при решении, удовлетворяющем все стороны, выиграли бы не только родители, но и школа.

13:29 Ольга, Москва Добрый день, Марьяна! Моя дочь заканчивает 11 класс и готовится поступать в вуз. Проблема в том, что с введением ЕГЭ в школе царит полнейшая неразбериха. Учителя практически не способны подготовить к сдаче ЕГЭ. Чтобы рассчитывать на положительный результат детей фактически вынудили заниматься с репетиторами. Как ребенку выдержать такую нагрузку: первая половина дня в школе, а вторая, практически до 9 часов вечера - на курсах или у репетиторов? В школе учителя ругают за пропуски или за то, что дети спят на первых уроках... На пользу ли нашим детям такая система образования?

Вы задаете вопрос, ответ на который, конечно, знаете. Такая напряженная работа не проходит бесследно для здоровья ребенка любого возраста, тем более старших подростков. Попробуйте еще раз внимательно проанализировать режим дня и все нагрузки. Может быть что-то можно изменить. Безусловно, необходимо обсудить эту проблему с педагогами (возможно сначала с классным руководителем). Я хочу подчеркнуть, именно обсудить, а не обвинять. Попробуйте найти ВМЕСТЕ какой-то компромиссный вариант, который облегчит жизнь вашей дочери.

13:38 Наталья, Москва Марьяна, как вы считаете, адекватна ли сегодня нагрузка в школе? Мой сын учится в выпускном классе, и мы уже определились с вузом и сконцентрировали свое внимание на определенных предметах. А учителя в школе настаивают на том, чтобы он лучше учил гуманитарные предметы. В силу объема информации, которую требуют усвоить преподаватели в школе дополнительно, это практически невозможно. Как разрешить эту ситуацию, ведь хороший диплом все-таки нужен?

За последние 50 лет и информационная нагрузка, и интенсивность обучения постоянно растут, однако, есть видны образовательных учреждений, где эта нагрузка увеличилась до такой степени, что обучение идет 'ценой здоровья'. Все родители знают, что лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов не оставляют детям ни времени на отдых, ни на какие-то занятия по интересам. Эти нагрузки всегда были высоки, но сейчас они составляют до 14-16 часов в день. Ради справедливости стоит заметить, родители знают об этих нагрузках уже тогда, когда приводят ребенка в первый класс. И даже понимая, что это может 'сорвать' здоровье, все равно настаивают на выборе именно таких школ. Кроме школьных нагрузок у детей, как правило, есть немало дополнительных занятий. Чаще это выбор не ребенка, а родителей. В выпускных классах ситуация порой становится критической. И боюсь, что никакие советы в этой ситуации помочь не могут. Единственное, что можно сделать сейчас, помочь ребенку распределить свое время так, чтобы все-таки оставалось время на полноценный сон и хоть какой-то отдых. И еще: чем больше вы будете говорить ребенку, что он мало занимается и из-за этого может плохо сдать экзамены, тем больше он будет нервничать, тем больше времени у него будет уходить на выполнение любых заданий, тем хуже он будет запоминать то, что должен запомнить.

13:47 Ирина Добрый день! Расскажите, пожалуйста, каким образом Вы разрешаете школьные конфликты? Участвует ли в разрешении конфликта посредник? Если да, то где можно обучиться, чтобы стать таким специалистом?

К сожалению, мне часто приходится это делать. И в этом случае я выступаю как посредник. Во-первых, как посредник для родителей, которые обращаются за помощью или за консультацией в том случае, если у ребенка есть школьные проблемы или конфликты с учителем. Бывает, что пишу рекомендации для учителя. Объясняю родителям необходимую тактику взаимодействия, ошибки в поведении. Нередко решаю подобные проблемы с педагогами. Тактика взаимодействия и даже элементарные речевые формулы взаимодействия - тайны за 'семью печатями' и для педагогов, и для родителей. Заканчиваю книгу, в которой будут рассмотрены основные проблемы взаимодействия педагогов и родителей.

14:04 Анастасия Здравствуйте, я начинающий психолог. Посоветуйте пожалуйста методики которые лучше всего использовать в психологическом консультировании детей с аддиктивным поведением. Огромное спасибо.

Уважаемая Анастасия, о методиках психологического консультирования невозможно рассказать в двух словах. Если вы в Москве, позвоните по телефону 245-04-33. Попробуем встретиться. Если не в Москве, электронный адрес нашего института ivfrao@yandex.ru . Напишите.

14:07 Евгений, Химки Многие сегодня обвиняют современных подростков в прагматичном отношении к учебе, да и вообще к жизни. Разделяете ли Вы это мнение? Если нет, то почему?

Жизнь вообще штука прагматичная. Человеку, витающему в облаках реализовать себя в нашем прагматичном мире очень сложно. Ребенок живет так, как живут люди его окружающие. И естественно, отсюда,прагматичное отношение к учебе.

14:10 Инна Смирнова, город Клин, Московская область Жестокость, которую проявляют школьники в конфликтных ситуациях друг с другом, не поддается никакому анализу. В государстве вроде бы уже лет восемь относительная стабильность - почему же у нас тогда такие жестокие дети? Или мы упустили какое-то поколение?

К сожалению, причины жестокости редко анализируются, а проанализировать их можно. Жестокость ребенка начинается с жестокости взрослых. Родители часто не думают, как обернется их злость, их крик, их наказание, как это отзовется в душе ребенка и как может использовать это ребенок в острой для него ситуации. Несмотря на относительную стабильность люди, не стали добрее и внимательнее относиться друг к другу.

14:13 Ольга Амелькова, Московская область То, что школьных конфликтов возникает много, бесспорно. Но приживется ли в российских школах профессия школьного медиатора, о которой в последнее время много говорят? Из взрослых россиян к психоаналитикам пошли единицы, остальные по-прежнему предпочитают решать проблемы самостоятельно или звать на помощь родственников или друзей.

Один человек разрешить все проблемы в школе не может. Важно, чтобы эти знания имел каждый учитель и родители. А недоверие к психоаналитикам вполне естественно. Мы действительно полагаемся на помощь родственников и друзей, это совсем не хуже, чем помощь психоаналитика. А учитывая, что квалифицированных психоаналитиков, также как и квалифицированных психологов у нас пока очень мало, то за помощью придти боятся.

14:15 Тихомирова Марина Если учитель на уроке кричит и оскорбляет учеников, как реагировать на это восьмиклассникам?

Это недопустимо, но лучше, если реагировать будут не 8-классники, а их родители, только не устраивая скандала, а корректно и спокойно разбирая ситуацию.

14:18 Елизавета Здравствуйте! Я работаю в школе первый год. сложностей, конечно, много! Вопрос к Вам как к специалисту, как работать с детьми, которые очень плохо говорят по-русски и родители которых совсем не интересуются успехами своих детей? И как вообще работать с детьми, которые хотят получать положительные отметки, но в предмете они очень слабые. Пробовала работать с родителями, но они мало заинтересованы в помощи своим детям. Я работаю с младшими школьниками. Спасибо!

Коротко ответить на ваш вопрос сложно. Надеюсь, вы найдете ответ в моей книге. М.М.Безруких 'Трудности обучения в начальной школе' (Причины, диагностика, комплексная помощь), Москва, АСТ,2006

14:21 Анна Какие конфликты на сегодняшний день становятся самыми острыми в школе? Каковы, на Ваш взгляд, их причины?

Самый острый конфликт - это конфликт непонимания. Учитель не понимает, от чего ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и т.п. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребенку

14:22 Татьяна Уважаемая Марьяна, а были случаи обращения педагогов за помощью в разрешении конфликтов или это в основном родители?

Да, да и такие случаи достаточно часты. Педагогов эти проблемы волнуют не меньше, чем родителей.

14:27 Каринина Екатерина [kari131@yandex.ru] Уважаемая Марьяна Михайловна! Позвольте процитировать Вас:"В первый класс никто из детей не приходит озлобленным, неуправляемым, агрессивным. Но почему же потом они становятся такими?" В связи с этими словами у меня к Вам вопрос: давно ли Вы были в реальной, самой обычной, школе? И видели ли Вы вообще когда-нибудь живых детей? Я - профессиональный психолог. И, смею надеяться, очень неплохой, об этом говорят результаты моей работы. Но речь не обо мне. Работаю я в самой обычной московской школе, и как раз с "началкой". Так вот, уважаемая Марьяна Михайловна - с прискорбием приходится констатировать, что год от года уровень детей, поступающих в первый класс, становится всё хуже и хуже. Иногда приходишь в ужас - что же делали с ребенком в семье? Ответ - а ничего. С ним не делали НИЧЕГО, он просто рос, как маленький сорнячок. Никто не говорит, что ребенок, приходя в школу, должен уметь читать и считать (хотя наше Министерство образования разрабатывает такие программы, что эти умения становятся, чуть ли не обязательными). Но у детишек должны быть заложены основы абстрактно-логического мышления, достаточно развита речь... Да хотя бы знать, сколько месяцев в году! Куда там... Кроме того, вызывает тревогу состояние нервной системы первоклассников. Половина из них, как раз "неуправляемы и агрессивны". Эти дети не в состоянии сосредоточиться хотя бы на 5 минут, крайне эмоционально лабильны... Вам бы, как психофизиологу, обеспокоиться именно этими проблемами, но, сдается мне, это не учителей наших плохо учили, а Вас, уважаемая Марьяна Михайловна. Вместо того чтобы исследовать влияние на психику детей пищевых добавок(знаете, что такое "лонгитюдный эксперимент"?), информационного шквала, различных видов депривации, Вы, ничтоже сумняшеся, заявляете, что во всём виноват учитель. Ну да, так намного проще... И вот уже ученики воспринимают как смертельное оскорбление элементарное требование - выполнить домашнее задание. И нагло гогочут пожилой учительнице в лицо: "А что ты мне сделаешь?" (да-да, Марьяна Михайловна, именно на "ты"). И только попробуйте поставить низкую оценку за работу на уроке "учащимся", которые весь урок рассматривали порножурнал и обменивались нецензурными высказываниями, не стесняясь присутствия учителя. И дело тут не в учителях. Не первый плевок в лицо, утрутся, не барыни... А вот какие знания вынесут из школы милые детки, уверенные, что школа им абсолютно не нужна, можно и так в любой институт поступить, были бы денежки у мамы с папой? И поступят... Н-да, что-то много я тут написала... Наболело... Тогда просто один короткий вопрос напоследок, уважаемая Марьяна Михайловна, у Вас совесть есть?.. Каринина Екатерина [kari131@yandex.ru] Уважаемые господа! Прочитав сегодня на вашем сайте статью о школьных конфликтах, была весьма возмущена высказываниями Безруких М.М. В предыдущем письме, возможно, была излишне резка, но не жалею, хотя и не хотела никого обидеть. Свои размышления по поводу нашего образования изложила в статье, которую Вам и посылаю. Это мнение человека, работающего в школе, и видящего проблему изнутри. С уважением Каринина Е.А.

Уважаемая Екатерина! Похоже, что с 'детками' Вам работать очень тяжело, сочувствую. Не могу не согласиться с Вами. Семья во многом определяет, каким растет ребенок, и каким вырастет. Но если Вы внимательно читали мой короткий комментарий, то я давала только ответ на один вопрос: 'Может ли суд вернуть уважение учительству?', а про совесть: за 35 лет я проконсультировала тысячи детей, родителей и педагогов. Общий тираж моих книг для родителей и учителей - несколько миллионов. Мне очень жаль, что Ваше письмо получила только сегодня. Именно сегодня у нас в Институте я читала лекцию для педагогов и психологов о школьных проблемах, я обязательно пригласила бы Вас. Надеюсь, Вы смогли бы убедиться в том, что далеко не все учителя знают и понимают ребенка. Не знаю, почему Вы решили, что мы изучаем влияние пищевых добавок и прочее. О сфере моих интересов свидетельствуют названия моих книг: 'Проблемные дети', 'Леворукий ребенок в школе и дома', 'Ребенок идет в школу', 'Ваш ребенок - непоседа', 'Ступеньки к школе' и др. Не могу не сказать еще одно - квалифицированный психолог должен стремиться понять собеседника, а не судить.

14:28 mail:innaklen@mail.ru Извините. И.Я.Кленицкая. По поводу конфликтов между учениками и учителями и детских суицидов на этой почве. Хочу обратить внимание на другую сторону вопроса, о которой почему-то никто не говорит. Ведь родители часто даже не догадываются об этих конфликтах. Страшно, что ребёнку даже в голову не приходит поделиться с ними. Это значит, что отношения между детьми и родителями отчуждённые, лишённые душевной близости, взаимного доверия. А это-трагедия для ребёнка. Он, по сути, одинок, ему не с кем поделиться наболевшим, не у кого искать защиты. Причина-отсутствие популярной педагогической пропаганды, как в школе, так и в СМИ. У нас вопиющая педагогическая безграмотность многих родителей. В иных семьях дело доходит до применения физических наказаний. И никто не заботится о массовой пропаганде элементарных педагогических знаний. В этом главная причина многих бед, в том числе детских суицидов и наркомании. Инна Яковлевна Кленицкая, педагог с 38-милетним стажем. Извините, пожалуйста, за ошибки и повторы: я ещё неважно владею компьютером, не умею исправлять

Уважаемая Инна Яковлевна! Действительно, семья, родители могут либо снимать остроту проблемы, либо усиливать их. Многие дети испытывают двойной пресс - непонимание и в школе, и в семье. Родителям, конечно, не хватает элементарных знаний.

14:29 yuri Учиться на "отлично" по всем предметам нереально даже способному и развитому ребенку. Зачем нужны отличники и медалисты?

Уважаемый Юрий! Действительно, отличникам не позавидуешь. Часто такая учеба дается слишком большой ценой - ценой здоровья.

14:30 Кирсанова О.Г. Как научить сына-первоклассника не отвлекаться от работы во время урока? Основная претензия преподавателя: мой сын мысленно "уплывает" и пропускает объяснения, не успевает выполнить заданное. Претензия вполне серьезная, маячит перспектива перевода из этого класса, обучаемого по системе Занкова, в другой. Успеваемость, при этом, далеко не самая худшая.

Уважаемая О.Г.! Причины отвлечения первоклассника могут быть разными. Во-первых, 6-7 лет - это тот возраст, когда ребенок еще не может в течение длительного времени работать, его внимание поддерживается интересом, а не требованием 'надо'. Во-вторых, есть дети (и их немало) с проблемами концентрации внимания, которые связаны с состоянием здоровья. В-третьих, то, что ребенок 'уплывает' может быть связано с быстрым истощением и утомлением. В-четвертых, причиной может быть высокая интенсивность работы, которая не по силам Вашему ребенку (кстати, система Занкова - это система интенсивного обучения). Могут быть и другие причины - чрезмерная загруженность, нерациональный режим и т.п. Важно разобраться в причинах, без этого помочь ребенку невозможно.

14:31 Olan Часто причиной школьных конфликтов является существенный разрыв в уровне образования учителя и ученика. Случается, что ученики превосходят в своем внутреннем потенциале основную массу учителей. К сожалению, у нас существуют откровенно халтурные вузы, служащие для выдачи корочек, но не дающие практически никакого образования. Попадает такой молодой специалист в школу, на ставку 9 разряда, и понимает, что перспектив никаких. Даже если к пенсии станет завучем. В массовой сегодняшней школе, к сожалению, ученики подобны учителям. Большинство из них учиться не собираются, так как нормальная учеба требует немалого напряжения. Тем не менее, практически в каждом классе есть несколько одаренных учеников. Вот такой средний, серый учитель, видя ежедневно перед глазами талантливого ученика, начинает испытывать комплексы. Часто это выражается в попытках настроить класс против "самых умных". Пока не устранены причины подобного явления, мы будем бесконечно тратить силы на урегулирование конфликтных ситуаций.

К сожалению, и такое бывает, а кардинальное изменение ситуации в школе требует длительного времени. Важно, чтобы в этих ситуациях ребенок понимал, что у него есть надежный 'тыл', и родители - 'на его стороне'. Кроме того, необходимо учить и педагогов, и детей, и родителей уважительно относиться друг к другу и уметь решать конфликты.

Уважаемые друзья! Большое спасибо за ваши вопросы. К сожалению, время не позволило ответить на все. Я постараюсь в ближайшие дни ответить на них. Читайте мои ответы на сайте 'Известий'. Если у вас есть личные вопросы, вы можете обратиться с ними по электронной почте: ivfrao@yandex.ru

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2273 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире