до юбилея
256 дней
 
По стране прокатится «марш пустых канистр»

По стране прокатится «марш пустых канистр»

В стране и миреВ стране
В России назревают «бензиновые» волнения — недовольные постоянным ростом цен на топливо владельцы автомобилей готовы выйти на улицы и требовать ответа у правительства страны.

О проведении в мае всероссийской акции протеста объявило движение автомобилистов «Свобода выбора».

Акция «бензинового протеста» назначена на 24 мая. Сколько регионов примет в ней участие, пока не известно, но в «Свободе выбора» надеются, что получат поддержку не меньше 20-30 российских городов. Форма проведения акции отдается на усмотрение организаторов на местах. Правда, отметил в воскресенье в интервью «Росбалту» лидер движения Вячеслав Лысаков, вряд ли это будут автопробеги – как минимум, в Москве от такого зрелищного мероприятия придется отказаться, поскольку участники не хотят провоцировать столкновения с правоохранительными органами.

«Автопробеги никогда не встречали понимания у силовых структур, — констатировал он. – А у нас нет цели «бодаться» с милицией. Мы хотим только привлечь внимание к общей для большинства россиян проблеме». Традиционные митинги автомобилистов не особенно привлекают, хотя, учитывая необходимость согласования акции с властями, не исключено, что придется остановиться именно на них.

Организаторы намерены также собрать подписи под обращением и направить его российским властям. Сбор подписей будет организован и на сайте акции, которая получила предварительное название «Марш пустых канистр» (организаторам нельзя отказать в оригинальности названий: так, предыдущее их выступление называлось «Бензин по 12, а не бодяга по 20»). Но надо сказать, что на это официальное обращение у автолюбителей надежды мало: подобная «деловая переписка» с министерствами и ведомствами уже велась, и результата не дала никакого, рассказал Лысаков. «Так что будем привлекать внимание к проблеме не консервативными методами, а масштабной креативной акцией», подчеркнул он.

Отметим, что катализатором протестных акций стало традиционное весеннее подорожание бензина: автомобильные форумы в Интернете переполнены гневными репликами автолюбителей, которые уже самостоятельно, не доверяя Росстату, начали подсчитывать процент роста стоимости столь необходимого топлива. Так, по расчетам форумчан, за 50 дней (с 12 марта по 2 мая) 95-й бензин на АЗС BP в Москве подорожал на 9,42 % — с 22,29 руб. до 24,39 руб. за литр.

Как пояснил «Росбалту» Вячеслав Лысаков, участники акции намерены спросить у российских властей, какие меры будут приняты для реформирования нефтяной отрасли страны. «Основной вопрос, который интересует всех автомобилистов: почему в нефтедобывающей стране бензин стоит дороже и цены на него растут быстрее, чем в стране, не имеющей собственной нефтедобычи», — отметил лидер движения. «Мы не понимаем, почему цена на топливо в России, одной из стран-лидеров в добыче нефти, выше, чем в странах, закупающих нефть – США, Китае и других. Почему цена на топливо зависит от цены нефти на внешнем рынке, поскольку налог НДПИ привязан к мировым ценам на нефть, и почему не принимаются меры для оздоровления внутреннего рынка нефтепродуктов?», — задается вопросом Вячеслав Лысаков. Интересует автомобилистов и такой момент: если внутренние цены на топливо привязаны к стоимости нефти за рубежом, почему при всех ее колебаниях россияне «никогда не наблюдали снижения цен на бензин»?

Отдельный вопрос – акцизы. Дело в том, что, по подсчетам организаторов акции, в нашей стране акцизно-налоговое бремя доходит до 70% стоимости литра бензина. «В США, например, акцизы-налоги в цене топлива составляют лишь 30%», — подчеркнул Лысаков. Естественно, снижение налогового гнета сделало бы бензин гораздо дешевле. При этом, отметил он, у самих нефтяников маржа совсем небольшая – не более 30-40%.

Не внушает оптимизма активистам движения и положение в отрасли в целом. Так, по словам Лысакова, в российских регионах нередки картельные сговоры, когда компании-монополисты устанавливают свои правила игры. «Антимонопольщики, к сожалению, не всегда могут доказать это и принять необходимые меры», — констатировал собеседник «Росбалта».

Бензин, даже по баснословной цене, качеством, мягко говоря, не блещет. Многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают на оборудовании, которое устарело и морально, и физически – при этом закупить новое стоит больших денег, поскольку в России оно не производится, а ввозимое из-за рубежа облагается таможенными пошлинами. «Ставка на ввоз такого оборудования до сих пор не отменена, — сокрушается лидер автомобильного движения. – Поэтому мы считаем, что и тарифно-таможенная политика в России в этой сфере требует корректировки».

Рост цен на бензин, в свою очередь, провоцирует увеличение стоимости продуктов, техники, стройматериалов. Около 40% в цене грузоперевозок занимает стоимость топлива, напомнил собеседник «Росбалта», добавив, что когда-то власти обещали организовать специальную топливную биржу, которая могла бы поправить положение в этой сфере. Биржевые торги усилили бы конкуренцию и обеспечили прозрачность операций с нефтепродуктами. Однако никакой биржи до сих пор нет.

«Говорить о том, что власти не могут контролировать этот рынок, нельзя, — подытожил Лысенков. – Как известно, государство имеет своих представителей в ряде компаний и через них могло бы влиять на политику в этой области».

Остается добавить, что, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в марте повышение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 60 регионах РФ. Лидерами стали Ярославская и Ивановская области – здесь бензин подорожал на 5,9% и 5,8% соответственно.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Шарапова
rosbalt.ru

всего: 879 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире