до юбилея
339 дней
 
Новые конфигурации российской высшей школы

Новые конфигурации российской высшей школы

В стране и миреВ мире
Одним из первых документов, подписанных новым президентом, стал указ «О федеральных университетах». Таким образом, от пилотного проекта, который был запущен полтора года назад, российская система высшей школы переходит к реализации программы создания сети крупных вузовских объединений, призванных, как отмечается в указе, обеспечить «высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок».

Первые два федеральных университета – Сибирский и Южный - были основаны в ноябре 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который, как известно, курировал тогдашний первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он, кстати, возглавил и их попечительские советы, подчеркнув тем самым важность и значимость этого начинания.

В состав Сибирского федерального университета вошел Красноярский госуниверситет и ещё три крупных вуза этого города. По той же схеме в Ростове и Таганроге был создан и его южный собрат. Они стали крупнейшими высшими учебными заведениями в своих регионах: в совокупности в них работает свыше 17 тыс. преподавателей и научных сотрудников, а грызут гранит наук почти 100 тыс. студентов.

Чем же была вызвана необходимость такой реорганизации? Причин тут, наверное, несколько. Прежде всего, надвигающийся дефицит специалистов, который кое-кто уже окрестил «кадровым дефолтом». В последние годы, когда в растущую российскую экономику наконец потекли инвестиции, новейшие технологии, оборудование, выяснилось, что претворять в жизнь грандиозные планы возрождения и обновления производства просто некому. Как считают некоторые эксперты, для реализации намеченных программ России потребуется до 1 млн новых специалистов в год. Но ровно столько же людей ежегодно выбывает из российской армии труда – численность трудоспособного населения неуклонно сокращается.

С другой стороны, в российской системе образования произошёл серьёзный сбой. Вроде бы спрос на высшее образование значительно возрос: если в Советском Союзе на 10 тыс. населения приходилось 170 студентов, то сейчас – 530. Однако ещё в конце 80-х годов наметился явный перекос в структуре подготовки специалистов. Абитуриенты тогда бросились осваивать модные и денежные по тем временам профессии, и потому, как заметил недавно глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, сегодня налицо «тройное, четверное перепроизводство» юристов и экономистов. А в результате ныне в большинстве крупнейших промышленных центров не хватает инженеров, менеджеров, программистов и даже руководителей высшего звена.

Проявилась и ещё одна беда – тоже системного характера. В последние годы в России многие институты, в том числе и крайне слабые по качеству выдаваемых молодежи знаний, необоснованно повысили себя в ранге, став университетами и академиями. Появились и сотни новых коммерческих вузов, также не выдерживавших никакой критики. Наметилась явная девальвация уровня высшего образования.

Спохватились – хотя и со значительным опозданием – лишь когда ситуация на рынке труда стала угрожающей. Выправить её как раз и призваны федеральные университеты. Вокруг них должны быть созданы технопарки, инжиниринговые фирмы и венчурные фонды, занимающиеся разработкой и внедрением новейших высокотехнологичных разработок. Эти центры станут своего рода инновационными научно-образовательными комплексами, восстановив разрушенную цепочку между учебным процессом, исследовательской работой и экономикой. Предусмотрено также выстроить новые, действенные схемы финансирования, привлечь лучших отечественных и зарубежных педагогов, построить дополнительные корпуса и общежития, создать для профессоров и студентов достойные условия жизни.

Выступая в апреле 2008 года на совместном заседании попечительских советов университетов-пионеров этого проекта, Дмитрий Медведев так определил цели, которые изначально были перед ними поставлены: «Наши университеты – новая модель высшей школы, построенная на интеграции науки, производства и образования. По сути – это такие полигоны для модернизации нашего образования, которые мы сознательно создали и за развитием которых мы самым внимательным образом следим».

В указе, который был им подписан в среду 7 мая, президент поручил правительству в двухмесячный срок разработать и внести в Госдуму законопроект о федеральных университетах. Предполагается, что первым на очереди станет создание такого центра на Дальнем Востоке, в перспективе же их будет примерно 16-20.

Новый глава правительства среагировал на поручение оперативно. Уже на следующий день, 8 мая, выступая в Госдуме с программной речью, Владимир Путин поддержал эту идею, выразив надежду, что федеральные университеты, объединив свои усилия с академической и отраслевой наукой, «смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры».

При этом общее число вузов в стране планируется значительно сократить. Особенно тех, куда, по словам Медведева, «стыдно заходить, а их дипломы – кому-то показывать». Хотя, скорее всего, они и сами не выдержат растущей конкуренции, ведь в ближайшие годы из-за неминуемого демографического кризиса численность студентов резко пойдёт на спад. Уже в 2010 году вакантных мест во всех вузах России будет больше количества претендующих на них абитуриентов.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Максим Кранс
РИА Новости

всего: 942 / сегодня: 3

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире