Религиозный микс для школьника

Религиозный микс для школьника

В стране и миреВ мире
Депутаты Мосгордумы разошлись во мнениях по поводу целесообразности религиозного образования в школе. Им не нравятся пособие для факультативного обучения школьников основам мировых религий и преподающие предмет учителя. Тем временем их коллеги из Госдумы уже пытаются сделать обязательными «Основы православной культуры».

В четверг совместное заседание комиссий Мосгордумы по науке и образованию и по межнациональным и межконфессиональным отношениям, посвященное системе подготовки и переподготовки кадров для преподавания курса «Основы мировых религий» превратилось в ожесточенный спор о необходимости самого этого курса.

Факультативный курс по истории религий мира был введен с осени 2007 года для старшеклассников ряда школ Москвы на основе академического учебного пособия «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина. Это пособие не имеет соответствующего грифа Минобразования, то есть не может быть учебником для какого-либо основного курса, однако, столичный департамент образования счел возможным использовать его для факультативов. Используются в Москве и другие учебные пособия, например, книга «Религии России» А.Е.Кулакова. В этом году факультатив посещали более 15 тысяч школьников.
 

Напомним, что городской департамент образования (в лице его бывшего руководителя Любови Кезиной) долго сопротивлялся введению в школах города религиозного образования в любом его виде, но, в конце концов, согласился на компромиссный «факультативный» вариант.

На заседании думских комиссий планировалось проанализировать опыт Московского института открытого образования (МИОО) по подготовке преподавателей предмета. Как сообщил депутатам ректор МИОО Алексей Семенов, содержание курса «Основы мировых религий» включает в себя такие темы, как история возникновения и развития традиционных религий, сущность вероучений и культовая практика, знания о Священных книгах, религиозная культура, нравственные и общечеловеческие нормы и ценности в религии.
 

По словам Семенова, проведенный институтом анализ показал, что московские учителя сами еще слабо ориентируются в основах и традициях вероучений.

Между тем в столице принято решение, что преподавать в школе, в том числе и основы мировых религий, могут только профессионалы с педагогическим образованием. Для повышения их квалификации коллективом МИОО разработаны учебные программы курса «Основы мировых религий» для учителей, учебно-тематические планы и методические рекомендации. В этом учебном году на факультете повышения квалификации МИОО прошли обучение 550 московских учителей.
 

Впрочем, депутаты не проявили особого интереса к процессу подготовки учителей, обрушившись на сам курс и пособие, которое используется для его преподавания.

«Я хорошо знаю этот учебник и благодарен департаменту образования за то, что этот курс не обязательный, а факультативный, – заявил председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко. По его словам, пособие «Религии мира» – ни что иное, как учебник по научному атеизму, который в советское время изучался в вузах, а теперь навязывается со школьной скамьи.
Кроме того, заявил депутат, он не хочет, чтобы его «православный ребенок получил знания о святых в различных религиях и пророках (это все тезисы из учебника по научному атеизму)».

Как считает Елеференко, курс по истории мировых религий вреден тем, что окончательно запутывает детей, у которых и так в голове каша. «Если ребенок воспитывается в религиозных традициях, а, приходя в школу, слышит, что все это ахинея, это неправильно, – заявил депутат. По его мнению, нельзя также делать «микс» из религий. «К одной религии мир никогда не придет, – объяснил он свою позицию. – Даже если на это согласится развращенная Европа, где уже нет ни протестантства, ни католицизма, а какое-то неоязычество с их однополыми браками, то мусульманство на это никогда не пойдет». Впрочем, Елеференко не настаивает на введении в Москве и курса основ православной культуры. Он считает это несвоевременным по той причине, что его некому преподавать, нет светских учителей, «которые смогли бы не превратить этот курс в «Закон Божий».

По мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова, изучение истории мировых религий не просто вредно, но и опасно. «Ни под каким видом я не пожелаю ребенку читать учебники по религиоведению, это опасная и сложная тема даже для взрослых детей – заявил он. – А в молодом возрасте может родиться агностицизм или синкретическая позиция. И где потом, в какой секте искать такого ребенка».
 

Вызывает сомнение у депутата и связь этого курса с толерантностью. «Связи между толерантностью и религиозностью нет, а если и есть, то обратная», – заявил он.

Правда, не все в столичном парламенте видят ситуацию в столь мрачном свете. Депутат Татьяна Потяева, напомнила коллегам, что речь идет лишь о добровольном факультативном курсе, и насильно московским подросткам никто знания об основах религий не навязывает. Подводя итоги заседания, председатель комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович порекомендовал депутатам принять информацию о работе МИОО по подготовке кадров к сведению, а самому институту продолжить эту работу. Как подчеркнул Бунимович,
 

окончательное решение о целесообразности или вредности религиозного или культуроведческого образования не за Мосгордумой или департаментом образования, а за обществом в целом.

«Ответить на вопрос о том, нужны ли в школе подобные курсы и в каком виде, должно общество, – заявил он. – Мы же должны думать о том, как реализовать его решение». По его словам, ответить на этот вопрос попыталась Общественная палата и приняла очень сдержанной документ о возможности исключительно факультативного курса.
 

Впрочем, если в столичном парламенте еще готовы прислушиваться к мнению общества, вряд ли стоит ждать этого от Госдумы, где готовится законопроект об обязательном преподавании в школах «Основ православной культуры» и введении этого курса в федеральные государственные образовательные стандарты.

Идея преподавания не подходящего для патриотического воспитания курса истории мировых религий уже не рассматривается. Преподающие ОПК учителя, должны будут предварительно получить рекомендацию Русской православной церкви, а их непосредственной подготовкой займется не какой-нибудь там вуз или академический институт, а куда более надежная организация. Основную массу учителей обязалось подготовить прокремлевское молодежное движение «Наши», в частности, в своем летнем лагере на Селигере. Учебное пособие по предмету тоже готово. Скорее всего, им станет книга «Основы православной культуры» руководителя «Православного корпуса» «Наших», доцента РУДН Бориса Якеменко.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ирина Резник
Газета. RU

всего: 997 / сегодня: 1

Комментарии /3

00:1614-06-2008
 
 
Читатель
на дворе 21век блин. демографический кризис вокруг, камасутру изучать надо а не библию.

12:5918-06-2008
 
 
19 лет
ага, а после камасутры о какой духовной составляющей человека будем говорить? щас и так цели у всех: пожрать- поспать- потрахаться(простите), и ещё прибавилось денег заработать на всё это((((

19:2326-09-2012
 
 
Читатель
Да, все верно. Какая камасутра? Раньше камасутры не было и демографического кризиса не было.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире