Почему авиабилеты «кусаются»

Почему авиабилеты «кусаются»

В стране и миреЭкономика и финансы
В Сибири и на Дальнем Востоке выросло уже целое поколение молодежи, которое из-за высокой стоимости авиабилетов ни разу не побывало в столице России — Москве.

По оценкам независимых экспертов, цена на авиационное топливо за последние полтора года в России фактически удвоилась. Цены на авиатопливо стремительно растут во всем мире, и в международных авиаассоциациях ситуацию иначе как кризисом уже не называют.

Компания «Аэрофлот – российские авиалинии» объявила о намерениях отдать внутреннее пространство самолетов под рекламу. В настоящий момент компания выступила с приглашением к участникам рекламного и медийного рынка сделать предложения по комплексному управлению рекламными носителями авиакомпании. Приглашение адресовано рекламным структурам, специализирующимся в продажах рекламы на различных типах носителей, «в том числе электронных; издательская деятельность; производство и поставка аудио/видео и мультимедийного контента», — сообщается на сайте авиакомпании.

Немногим ранее, выступая перед журналистами, замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков сообщил, что кроме прочего авиакомпания намерена размещать коммерческую информацию на пледах, подголовниках, тележках с обедами и даже пластиковых стаканчиках. Делается это, чтобы хотя бы частично компенсировать ускоряющийся рост издержек. «В условиях роста цен на все составляющие авиационного бизнеса как никогда стоит задача диверсификации источников дохода», — цитирует Reuters слова Кошлякова.

В целом же сообщения о том, что авиакомпании в разного вида услугах начинают вводить режим жесткой экономии, звучат все чаще. В частности, 16 июля «Уральские авиалинии» отменили услугу оплаты проезда своих пассажиров на электричке сообщением аэропорт Домодедово – Павелецкий вокзал. Теперь пассажирам московских рейсов компании приходится платить 150 рублей за проезд в экспрессе.

Уточним, под «ростом издержек», прежде всего, подразумевается рост цен на авиационный керосин. Эти цены растут такими угрожающими темпами, что в прошлом месяце российская Международная ассоциация руководителей авиапредприятий (МАРАП) обратилась с открытым письмом к председателю правительства РФ Владимиру Путину.

«С сентября 2007 года цена на авиационное топливо (по оценкам Росавиации) выросла на 70% и в настоящее время составляет более 35 тысяч рублей за тонну. По оценкам независимых экспертов, цена на авиационное топливо, с учетом скачка на 30% прошлой осенью, за последние полтора года фактически удвоилась, — говорится в письме. — Вышеуказанные процессы, по нашему мнению, обусловлены, в первую очередь, продолжающейся монополизацией российского рынка авиационного топлива нефтяными компаниями, отсутствием рыночных регуляторов и высокими ставками акцизов и налогов, величина которых составляет от 60 до 70% от оптовой цены».

По оценкам МАРАП систематическое повышение стоимости авиационного топлива уже привело к тому, что затраты на эти цели даже у эксплуатантов высокоэкономичных иностранных воздушных судов составляют около 40% себестоимости.

Очевидно, данное письмо было не единственным «криком о помощи». И 11 июля, Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), чтобы в ближайшее время она устранила проблему монополизма на рынке авиатоплива. И 15 июля ФАС России приняла решение о возбуждении дел в отношении ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» по признакам нарушения пункта 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке). «Признаки нарушений антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» усматриваются в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в РФ», — говорится в сообщении ФАС. Понятно, что после личного распоряжения Путина, злоупотребления в работе нефтяников будут обязательно найдены, и «виновные» будут примерно наказаны.

Однако проблема останется, цены на авиатопливо стремительно растут во всем мире. В начале июня на ежегодной конференции в Стамбуле глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни предрек отрасли миллиардные убытки по итогам года. По его словам, при увеличении цены на нефть на $1суммарные расходы авиакомпаний увеличиваются на $1,6 млрд. И с начала нынешнего года в мире уже разорилось 24 авиакомпании. Бизиньяни охарактеризовал ситуацию в авиаиндустрии, как «отчаянную», причем угрожающую мировой экономике гораздо серьезней, чем война в Ираке. «Чтобы пережить этот кризис, необходимы более масштабные перемены в кратчайшее время. Мировая авиаиндустрия — это $3,5 трлн и 32 млн рабочих мест», — подчеркнул он.

Впрочем, ситуация складывается угрожающе не только для авиакомпаний, но и для пассажиров. Попытки «Аэрофлота» поправить дела за счет рекламы выглядят весьма человеколюбиво на фоне других мер многих западных компаний. Ну, увеличением топливных сборов и нас не удивишь, но есть еще «сборы за безопасность» — 2-10 евро в зависимости от авиакомпании. Часть перевозчиков взимает дополнительные деньги при покупке билета через Интернет, часть — при оплате кредитной картой. Постоянно увеличиваются сборы за обмен или возврат билета, изменение фамилий пассажиров. Похоже, в скором времени многие российские компании по примеру иностранных Spirit Airlines, Germanwings, Air Baltic, easyJet, Wizzair введут плату за багаж...

В итоге, как отметил в одном из выступлений президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, в Сибири и на Дальнем Востоке выросло уже целое поколение молодежи, которое из-за высокой стоимости авиабилетов ни разу не побывало в столице России — Москве.

Тем более, у российских авиаперевозчиков есть проблемы и помимо безудержно растущих цен на авиационный керосин. Например, в своем докладе 3 июля на заседании правления
Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) президент ассоциации Евгений Чибирев к слабым сторонам текущего состояния авиаперевозок в России отнес: дефицит парка современных воздушных судов; несовременную нормативную базу; слабую восприимчивость, точнее отсутствие нормальной восприимчивости к мировым достижениям, опыту и новациям. Кроме этого отмечается нарушение системы пополнения отрасли кадрами профилирующих профессий; полная деградация аэродромной и резкое сокращение маршрутной сети, «отсюда фактическая ликвидация местных воздушных линий»; очень длинные рейсы. «А также: отсутствие самостоятельного органа авиационной власти, отсутствие уверенности в защите со стороны национальных авиационных властей при конфликтах на глобальном уровне, отсутствие эффективного механизма реализации антимонопольного законодательства и т.д», — сообщил Чибирев. — Как результат — низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских авиакомпаний. Перманентное состояние «догоняющего развития».

Среди современных угроз данному сегменту российского рынка президент АЭВТ, кроме пресловутого дальнейшего повышения цен на топливо, назвал сохранение на неопределенное время пошлин на основные типы зарубежной авиатехники; дальнейшее сокращение региональных авиакомпаний; повышение уровня субъективного административного вмешательства в текущую деятельность авиакомпаний, очевидное замедление темпа развития рыночных отношений; и допуск иностранных авиакомпаний на внутренний рынок.

Тем временем, на сайте фонда «Партнер гражданской авиации» приводятся слова директора авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова. По его оценкам «к весне следующего года пятьдесят российских авиакомпаний из существующих на сегодняшний день ста семидесяти «не выживут» из-за дороговизны авиакеросина».

В принципе у российских авиаперевозчиков в рамках профессиональных ассоциаций давно подготовлены пакеты предложений, нацеленных на нормализацию ситуации в отрасли. Надо только, чтобы правительство прислушалось. Конечно, даже введение этих мер не сделает авиабилеты дешевле, но хотя бы «притормозит» дальнейший рост их стоимости.


Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Игорь Чубаха
rosbalt.ru

всего: 1225 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире