Инфляция на потребительском рынке России набирает обороты. Уровень инфляции, очищенный от влияния сезонного фактора, стремительно приближается к отметке 15% годовых, растущий тренд инфляции наблюдается пятый месяц подряд. По итогам июня прирост цен составил 1%. Это существенно выше показателей марта-мая, по итогам которых цены увеличились на 0,6%, а также прошлогоднего июньского показателя (0,3%). За первые шесть месяцев цены увеличились уже на 5,7%, что делает проблематичным выдерживание годового «потолка» по инфляции в 8%. Что же вызвало всплеск инфляции?
Прежде всего это точно не результат просчетов денежных властей, как кажется на первый взгляд, не справившихся в условиях интенсивного притока капитала с ограничением денежного предложения. В действительности рост денежной базы, если исключить из него стерилизованную ЦБ банковскую ликвидность (основной ее прирост был связан с тремя известными мегасделками - продажей активов ЮКОСа, IPO Сбербанка и ВТБ), был существенно медленнее, чем в прошлом году. За вычетом денежных средств, аккумулированных на счетах участников аукционов по поглощению ЮКОСа, рост денежной массы, включая и динамику наличных денег, также был медленнее, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Причина этого замедления в том, что стерилизующая роль бюджетных счетов (а в их составе главным образом средств Стабфонда) осталась примерно той же, как была в прошлом году, и даже усилилась. На них было связано 55,9 млрд долларов в первом полугодии (год назад за тот же период - 50,2), при том что профицит текущего счета платежного баланса существенно снизился - с 55,3 млрд долларов за первую половину прошлого года до 37,7 за тот же период нынешнего. Это позволяет ЦБ идти на больший объем интервенций для «снятия» с рынка избыточного наплыва валюты по капитальному счету и сдерживать укрепление рубля, без риска излишне «разогнать» денежное предложение.
Как следствие, монетарная составляющая инфляции (если измерять ее показателем базовой инфляции) за полугодие оказалась вдвое ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года: 2,8% к декабрю против 5,7% год назад. На ускорение общего индекса потребительских цен повлияла главным образом «ситуационная» составляющая - ускорившийся рост плодоовощных цен. Они выросли за первое полугодие на 38% (за первую половину 2006 года цены на плодоовощную продукцию выросли на 31,5%).
Главная причина, по утверждению специалистов - климатическая. Ранняя весна сместила сезон созревания плодоовощной продукции, и к лету - пику спроса - предложение ранних овощей и фруктов оказалось в сильной степени исчерпанным. (Ожидается, что в июле этот фактор уже перестанет действовать.) Плюс барьеры внутри СНГ, принявшие форму жесткой санитарной политики (вспомним, что отечественная плодоовощная продукция поступает на рынок главным образом начиная только с III квартала). На сокращении предложения сказывается также и влияние проведенной реформы розничных рынков (с 1 апреля 2007 года введен запрет на использование иностранных работников в розничной торговле на рынках).
Возможно, что на более высоких темпах инфляции сказались и несколько замедлившиеся темпы укрепления рубля. В первой половине прошлого года рост рубля к доллару, в котором контрактуется значительная масса импортной продукции, был, можно сказать, «обвальным». Раньше периоды более интенсивного укрепления рубля сопровождались торможением инфляции (особенно показательны 2003 и 2006 годы) из-за удешевления импорта и сдерживающего влияния на денежный рост из-за сокращения интервенций. Во всяком случае в конце июня ЦБ решил прибегнуть к этому рычагу, несколько ревальвировав рубль к бивалютной корзине. Насколько поможет это, сказать пока трудно, но ясно, что на показателях июня ревальвация не могла сказаться никак.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: