Школьные автобусы должны стать безопаснее

Школьные автобусы должны стать безопаснее

В стране и миреВ мире
Две аварии со школьным автобусами, произошедшие в Уральском федеральном округе, заставили специалистов задуматься о качестве перевозок школьников, организуемых в рамках федеральной программы "Школьный автобус".

24 января в Пышминском районе Свердловской области водитель школьного автобуса не предоставил право преимущественного проезда автомашине ВАЗ-2199. В результате легковой автомобиль врезался в автобус, который от удара перевернулся, его стекла разбились. Погиб 17-летний подросток, вылетев через окно автобуса, 15 человек получили различные травмы. Водителю школьного автобуса грозит до семи лет лишения свободы. 28 января произошла авария в Екатеринбурге: школьный автобус столкнулся с маршруткой "Газель", врезавшись в колонну, шедшую в сопровождении патрульных автомобилей. После удара об автобус маршрутка отлетела на тротуар, где сбила пешехода.

Причина этих аварий была одинаковой - несоблюдение прав приоритета. Однако, специалисты журнала "Эксперт Урал" отмечают, что причин гораздо больше - это качество самих школьных автобусов, недостаточная подготовка ответственных за перевозку, несовершенство нормативов, регламентирующих перевозку детей.

Российские школьные автобусы опасны. Во многих местах детей перевозят частично переоборудованные автобусы, например, на них ставят ремни безопасности. Автобусы, поставляемые, например, в УФО, - КАВЗы - соответствуют госстандартам, в том числе по требованиям травмобезопасности. Они оборудованы ремнями безопасности, устройствами ограничения скорости (не более 60 км/час), дополнительными тормозными системами, имеют кнопку громкой связи, соблюдены расстояния между сидениями и величина форточек в окнах. Но эти требования едины для всех типов автобусов. Они существенно уступают зарубежным стандартам для школьного автотранспорта.

"По правилам министерства транспорта РФ, организацией пассажирских перевозок должны заниматься люди с профильным образованием, которые раз в пять лет проходят переподготовку и аттестацию на соответствие занимаемой должности . Водители должны проходить предрейсовый медосмотр в специальных клиниках. Автобус должен поддерживаться в исправном техническом состоянии", - рассказывает Надежда Квашнина, и.о. начальника Уральского управления госавтодорнадзора. На деле для автобусов, которые возят школьников в сельской местности, нет механиков, поэтому водители сами вынуждены поддерживать техническую исправность транспорта. Не соблюдается правило медосмотра (водитель автобуса, попавшего в аварию в Свердловской области? Такого осмотра до рейса не прошел). Сложно найти водителя с правами категории D на зарплату в 3-4 тыс. рублей. Более того, автобусы передаются школам, а поэтому отвечают за организацию перевозки детей директора школ, у которых просто не хватает знаний.

Действующие в настоящее время инструкции Минтранса о перевозке детей от 1995 года соблюдаются не полностью и требуют уточнения. Так на желтом автобусе можно перевозить исключительно детей, но иногда школьный автобус - это единственный транспорт, связывающий несколько деревень: ездят, например, родители, везущие детей в детский сад. Нельзя перевозить детей в темное время суток, но занятия в зимний период во многих регионах России начинаются и заканчиваются в темное время. Получается, что школы, за которыми закреплен транспорт, нарушают законодательство о безопасности дорожного движения при эксплуатации школьного транспорта из-за позднего рассвета.

Какой опыт по перевозке школьников накоплен за рубежом? Школьные автобусы для массовой перевозки детей в школы первыми ввели США. Желтый цвет американского школьного автобуса стал обязательным для подобного транспорта всего мира. Сейчас в США около 480 тысяч школьных автобусов. Принадлежат они частным компаниям, по контракту с округом обслуживающим школьные маршруты. Коммерческие фирмы заинтересованы в исправности техники и профессионализме сотрудников. Да и технические требования к автобусу строже наших: среди них наличие продублированного тормоза, дополнительного аккумулятора, буксирной штанги, запасного выхода, внешней световой сигнализации (специальный проблесковый маячок, работающий при движении автобуса по школьному маршруту) и маркировки (катафоты), откидного освещаемого знака "STOP" для остановок, трапа для инвалидного кресла, ремней безопасности, системы видеонаблюдения. Конструкция автобуса снабжена дополнительными рамами жесткости - автобус не сомнется даже при сильном ударе, а его остекление типа триплекс не вылетит. Правила дорожного движения дают наивысший приоритет школьным автобусам. Водители других машин должны остановиться не менее чем за 6 метров до ведущего погрузку/выгрузку детей автобуса при движении в попутном направлении и не менее чем за 15 метров - при движении навстречу. По статистике, школьные автобусы в США - самый безопасный вид транспорта. Аварии с их участием, повлекшие жертвы, случаются в сто раз реже, чем с обычным автотранспортом.

В 2007 году за счет федеральных средств в регионы России были переданы 1390 школьных автобусов, в этом году будут направлены еще 1650, а до конца 2009 года планируется полностью обеспечить автобусами сельские школы. Но мало предоставить автобусы. Одновременно необходимо пересмотреть стандарты производства автобусов, усовершенствовать регламентирующие перевозку детей нормативные акты, в том числе ПДД, а также - передать организацию перевозки детей профессионалам.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1328 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире