Сколько стоят знания

Сколько стоят знания

Местные новостиЖизнь
В конце мая девочка-восьмиклассница пришла домой из школы и показала маме список учебников, которыми необходимо запастись к новому учебному году. Стоимость комплекта - две с половиной тысячи рублей с копейками.

Мама не упала в обморок, не стала возмущаться, что ей приходится покупать учебники каждый год... Даже порадовалась, что список огласили заранее: за лето нужную сумму можно накопить и постепенно приобрести литературу - что-то новое, что-то бывшее в употреблении.

Правда, учителя не советуют покупать с рук “поношенные” учебники: они время от времени переиздаются, а потому могут не совпасть страницы и задания.

За последние годы родители успели привыкнуть, что ответственность за приобретение учебных пособий целиком и полностью лежит на них самих. Так что хочешь не хочешь, а копи деньги: приблизительно от двух до трех с половиной тысяч рублей за комплект. А если с дополнительными пособиями, справочниками, кассетами или дисками - то и все четыре. Хотя, помнится, лет шесть назад президент (тогда еще) Путин твердо говорил, что школьники не должны покупать учебники сами. Во время “прямой линии” с Президентом России 14-летняя школьница по телефону пожаловалась, что ученикам приходится приобретать учебники на родительские деньги, а программы меняются ежегодно. На это Владимир Владимирович сообщил, что эта обязанность возложена на местные власти. При этом, правда, оговорился, что денег на это не хватает. По-видимому, недостаточно их и сейчас.

Мне приходится покупать учебники сразу для двоих школьников. Школа делает, надеюсь, все возможное, чтобы облегчить родителям процесс приобретения: даже не в конце, а в середине учебного года собирает деньги и делает заказ. Во-первых, учебники тогда все одинаковые, нет путаницы с авторами и издательствами, а во-вторых, это в конечном итоге обходится дешевле, поскольку при больших заказах можно рассчитывать на некую скидку с учетом того, что за летние месяцы цены растут. Опять же нервы, потраченные в поисках нужной книги, тоже чего-нибудь да стоят.

Сейчас, в середине августа, ажиотажа ни в книжных магазинах, ни на школьной ярмарке не наблюдается: многие откладывают покупку книг на последний момент. Если необходимого учебника нет, можно сделать заказ, и к сентябрю он появится. Продавцы на ярмарке успокаивают родителей: “Мы сейчас запишем, какую книгу вам надо, и обязательно привезем. Не переживайте!” А вот у мальчишек и девчонок, сидящих у своих прошлогодних учебников, разложенных на скамейках или просто на асфальте, торговля идет не слишком бойко. Хотя цены вполне сносные, покупатели не спешат за книжками “б/у”. Вчерашняя семиклассница Ира вздыхает: “Даже если я продам все свои учебники, на новый комплект все равно не хватит - на него почти четыре тысячи надо. Но на тетради, по крайней мере, я тогда не стала бы просить у родителей”. В ее школе не требуют покупать исключительно новые, только что изданные книги, но учиться по устаревшим морально и грязным учебникам не хочется: “Однажды мы всем классом купили одинаковые учебники по одному предмету, а в сентябре оказалось, что заниматься будем совсем по другому учебнику. Деньги потратили зря! Пришлось нужные книги искать по всем магазинам”.

Понимаю, что воспоминания о школе тридцатилетней давности сейчас вряд ли уместны, но тогда головной болью с покупкой учебников родители не мучались. В школьной библиотеке книг имелось достаточно, а в свободной продаже их вообще не было. В конце года учебники сдавали в библиотеку, при этом старались младшим передать книги в хорошем состоянии: страницы не рвали и не пачкали. И экономия для Отечества, и единая система знаний, и какая-то дисциплина. Полагаю, нынешняя система воспитания получила жирную “двойку”. Нет у современных школьников тяги к бережному отношению к книге! А зачем ее беречь - она же моя? К тому же теперь многие учебники стали еще и рабочими тетрадями, в которых можно (и нужно!) писать и рисовать. А педагоги утверждают, что при всей красочности и удобстве такие книги-тетради отучают ребенка работать с чистым листом бумаги - самостоятельно оформлять примеры и задачи, тренировать руку. И “по наследству” младшему братишке этот учебник уже не передать, стало быть, родителям никак не избежать трат.

И все-таки, нужно ли переиздавать учебники каждый год? Что в них появляется такого революционно нового, требующего переиздания? Есть ощущение, что это всего лишь еще один, четыреста первый относительно честный способ отъема денег у населения. Проще говоря - бизнес, причем весьма доходный. В масштабах страны деньги огромные. Ведь сейчас в российских школах используется более тысячи разных учебников по разным предметам, их издают почти три десятка издательств. И каждую из книжек постоянно улучшают, совершенствуют... То запятые добавят, то задачки местами поменяют. И готово! Учебник доработан и подлежит переизданию. Можно понять, когда переиздают учебники по истории: события в мире и стране развиваются быстро. Хотя, полагаю, у некоторых авторов есть потребность не столько дополнить учебник новыми фактами, сколько переписать трактовку старых... А надо ли дорабатывать пособия по литературе, русскому языку? Новых произведений Толстого уже не появится, и “корову” через “а” писать не будут.

Родители научились распознавать “заслуженные” учебники и новинки по грифам Министерства образования. Если в начале учебника написано, что он “допущен”, то это нечто относительно новое, его эксперты изучили (не факт, что очень внимательно!) и разрешили использовать в школах. Если учебник “рекомендован”, то это книжка, выстраданная авторами, она прошла не один школьный круг, испытана на учителях и учениках, а потому наверняка будет переиздаваться - и не единожды. Получить такой гриф - большая честь для авторского коллектива.

По всей вероятности, это должно быть честью для детей, учителей и родителей. Только родителей к обсуждению достоинств и недостатков учебников привлекают редко. У школ, по крайней мере, есть выбор, какую программу выбирать, какие учебники использовать. У родителей выбора нет - успеть бы купить все к сентябрю! И, желательно, подешевле. Но этого им никто не гарантирует...

«Кузнецкий рабочий»

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Анна Лиханова
kuzpress.ru

всего: 1697 / сегодня: 1

Комментарии /6

10:0514-08-2009
 
хе-хе
>> Правда, учителя не советуют покупать с рук “поношенные” учебники: они время от времени переиздаются, а потому могут не совпасть страницы и задания.

Кстати, наоборот! Зачастую советуют, ибо действительно не совпадают только номера страниц. Хотя для многих нынешних деток и это тяжко, поэтому берут учебники не в школьной библиотеке, а покупают новые.

10:2214-08-2009
 
Читатель
реальный бизнес..совсем озверели и создатели этих учебников, и издатели...

11:0914-08-2009
 
Читатель
Нах ваще эти учебники

11:2714-08-2009
 
Читатель
У знакомой сесеро школьников, можете представить во сколько им встанут учебники! Я сама через это прошла, сейчас только три школьника. При мысли о подготовке к школе ужас берет.

20:4314-08-2009
 
Читатель
а для детей школы 64 книги получаются совсем золотые.может быть отдел образования заинтересуется этим вопросом.

00:5816-08-2009
 
Читатель
А у меня дочь на два года старше сына. Сын учился по ее учебникам. Только сверял задания и учителя часто говорили № задания по навым и по старым. Ведь это же бред какой-то. "общая биология" превращалась то в "Общие закономерности....", то обратно при едином внутреннем содержании. Неплохие деньги кто-то зарабатывает на этом и правительству надо бы повнимательней отнестись к этому вопросу. Отучились у меня дети и нет панического августовского марафона. Можно отдохнуть до внуков.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости