Инновации и стремление к совершенствованию

Инновации и стремление к совершенствованию

Местные новостиО законах
В средствах массовой информации и в сети Интернет идет активное обсуждение проекта закона “Об образовании в Российской Федерации”.

На страницах “Кузнецкого рабочего” уже высказывались представители некоторых вузов города. Мы задали несколько вопросов начальнику юридического отдела Новокузнецкого филиала-института Кемеровского госуниверситета Алексею Евгеньевичу Кривошею.

- По мнению общественности, представленный законопроект слишком объемен и труден для восприятия, нет ли опасности, что закон будет “читаем” только для юристов?

- Текст нового закона “Об образовании в РФ” пишется уже более пяти лет. Впервые о его необходимости заговорили еще в декабре 2004 года, а официально рабочая группа по его подготовке была создана в апреле 2009 года. Первые рабочие материалы текста законопроекта были размещены на официальном сайте Минобрнауки РФ в мае 2010 года, и наконец только 1 декабря там же была представлена окончательная редакция текста проекта данного закона для его общественного обсуждения. Таким образом, текст законопроекта претерпел множество изменений, дополнений и детализации, в нем закреплена существенная база терминологии, во многом он перенасыщен использованием юридической техники. По объему его действительно можно сравнить с кодифицированным законодательным актом в сфере образования. Тем не менее, на мой взгляд, уменьшение объема текста приведет к неполному регулированию образовательных отношений, и в целом текст получился достаточно читаем не только для юристов.

Кроме того, с мая по декабрь 2010 года по результатам обсуждений в законопроект было внесено свыше 600 поправок, исключено большинство дублирующихся положений, проведена стилистическая работа, в результате чего объем текста уже существенно сократился, так же планируется, что общественное обсуждение продлится около двух месяцев и завершится к 1 февраля 2011 года, так что окончательную редакцию законопроекта мы увидим не раньше, чем в марте.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются основные положительные тенденции проекта закона “Об образовании в РФ”?

- На самом деле инноваций и стремлений к совершенствованию в законопроекте настолько много, что о них можно говорить очень долго, поэтому постараюсь рассказать только о самых значимых из них.

В законопроекте появились новые основополагающие принципы: обеспечение права на образование на протяжении всей жизни; признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, открытость системы образования внешним запросам, в том числе информационная открытость (обязательное ведение интернет-сайта, публикация отчетов о самообследовании и т.д.).

В проекте закона закреплены новые формы и механизмы обучения: кредитно-модульная система; использование дистанционных образовательных технологий; обучение по интегрированным образовательным программам; сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях и др.

Значительно обновлены и изменены уровни образования: дошкольное образование; общее образование (начальное, основное и среднее); средне профессиональное образование; высшее образование (бакалавриат, магистратура и специалитет, научно-педагогические кадры).

Исключено начальное профессиональное образование. При этом докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и, соответственно, выведена из перечня образовательных программ и уровней образования.

Существенные изменения коснулись экономической деятельности в сфере образования, тут появляется целый ряд новых моделей: это кредитование обучения в размере его стоимости и (или) проживания, питания, приобретения литературы в размере не менее прожиточного минимума. Коммерческая концессия (франчайзинг) в отношении комплекса принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания. Отдельно расписан порядок инвестиций в сферу образования. Введение обязательного страхования гражданской ответственности образовательной организации.

Наконец в законопроекте реализована попытка более четко разграничить различные типы и виды образовательных организаций, снять избыточное дробление, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации, исключить неопределенность в отнесении образовательной организации к тому или иному виду. Существующие виды общеобразовательных учреждений - гимназия, лицей, центр образования будут использоваться в качестве специальных наименований общеобразовательной организации.

По поводу изменения типологии вузов хотелось бы рассказать более подробно.

Законопроектом предусмотрены следующие виды образовательных организаций высшего образования: колледж - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата; институт - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ бакалавриата (прикладного, академического) и программ подготовки специалиста; университет - образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, правительством могут устанавливаться категории: “федеральный университет” и “национальный исследовательский университет”. Академия же исчезает из типологии вузов и должна быть реорганизована либо в университет, либо в институт. К чему приведет такое изменение и чем оно полезно, пока говорить трудно (в России в настоящее время около 700 академий).

- А какие изменения ожидаются в отношении статуса филиалов вузов, нет ли опасности прекращения или ограничения их деятельности?

- Нет, такой угрозы не существует. Статус филиалов не изменяется и, кроме того, теперь он официально закрепляется в статье 29 проекта нового закона, в которой обобщается вся информация из действующего массива законодательства в сфере образования, формирующая статус филиала. Согласно данному законопроекту, филиалам, наоборот, уделяется особое внимание, подчеркивается их значимость, и открываются новые перспективы их развития.

Во-первых, существует возможность существенного расширения сети филиалов за счет слабых вузов, в том числе за счет академий, которые подлежат реорганизации, и в качестве альтернативы развития, чтобы не понижать свой статус, часть из них может присоединиться к более крупным и состоятельным вузам. Подобную мысль, кстати, высказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на совещании министров образования стран ШОС, прошедшем в рамках международного форума “Интерра” в сентябре 2010 года в Новосибирске. Он заявил, что только порядка 100 российских университетов проявляют себя как полноценные высшие учебные заведения, остальные в долгосрочной перспективе будут вынуждены пересмотреть свою работу и, возможно, стать филиалами ведущих вузов или колледжами.

Во-вторых, законопроект направлен на существенное облегчение “жизни” как вузам в общем, так и их филиалам, в частности, сняты некоторые административные барьеры, например, в сфере сдачи в аренду площадей, находящихся в оперативном управлении вузов, детально прописаны положения о договоре оказания платных образовательных услуг и др.

В-третьих, введение института франчайзинга не может не отразиться положительно на деятельности в первую очередь именно филиалов и должно привести к повышению качества образования. Многие не до конца понимают суть и значимость данной инновации. Попробую кратко объяснить. В последнее время вузы, жертвуя своей репутацией, чтобы выйти на рынок образования в других регионах, открывали там представительства и, вопреки закону, осуществляли образовательную деятельность, а потом выдавали дипломы от своего имени. О качестве такого образования, думаю, никому не надо объяснять. Создавать же филиалы было слишком затратно и проблематично, так как при этом необходимо соблюдать аккредитационные показатели, филиалы должны самостоятельно проходить лицензирование, у них должна быть большая материальная, информационная, кадровая и научно-исследовательская база. Теперь же, если институт франчайзинга заработает в полной мере, вузам не придется нарушать закон, и при этом они будут получать вознаграждение за предоставление в пользование по договору коммерческой концессии исключительных прав на свои образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования, включая право на коммерческое обозначение (наименование), товарный знак, знак обслуживания. То есть, говоря простым языком, ведущим вузам теперь можно, так сказать, на базе, например, филиалов других вузов, реализовывать свои образовательные программы, используя их материальные и кадровые ресурсы, осуществлять контроль за качеством реализации таких программ и по их окончании выдавать свой диплом. При таком положении в выигрыше оказываются все стороны: это и вуз-правообладатель, получающий вознаграждение, при этом, не вкладывая деньги и не рискуя своей репутацией; и филиал, реализующий образовательные программы на базе своих ресурсов, который также получает от этого доход и повышает свою репутацию за счет использования авторитета вуза-правообладателя; и потребитель, который получает качественное образование и диплом вуза с репутацией за меньшую цену, чем если бы он проходил обучение в самом вузе-правообладателе.

- Как вы оцениваете законопроект в целом, будет ли он отвечать поставленным в нем целям?

- Да, безусловно, я считаю, что у законопроекта есть все шансы на то, что он станет прорывом в образовательном законодательстве РФ, положительная динамика прослеживается по всем статьям, но в то же время в нем еще есть достаточно неточностей, неопределенностей и неоднозначностей. Думаю, они не станут тормозом, тем более что окончательного текста мы еще не видели - обсуждения и правка продолжаются, кроме того, если и останутся спорные положения, то со временем практика и апробация таковых покажет их состоятельность или ненужность, я, по крайней мере, не знаю ни одного закона, который сразу бы принимался в идеальном виде, и со временем в него бы не вносились изменения и дополнения.

Источник: Кузнецкий рабочий.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ульяна Громова
kuzrab.ru

всего: 2795 / сегодня: 2

Комментарии /15

15:2120-01-2011
 
lisaAlisa

19:0120-01-2011
 
romul
НФи КемГУ достойный ВУЗ несмотря что филиал и обучается там более 5000 студентов. У кого рука поднимится закрыть. Нормальный классический ВУЗ.

19:4820-01-2011
 
Читатель
Говорят стипендии студентам хотят отменить

22:4720-01-2011
 
Читатель
ну, много чего говорят, если всех слушать... никто ничего не отменит - это бред

00:0121-01-2011
 
прочитайте
Для romul. суд по вашей грамотности рекламируемый Вами филиал кемГу-посто сарай. учитесь там, где реально учат, а не просто дипломы выдают.
насчет стипендий-это предложил помощник Презика. Читайте сайт Газета.ру. образование. только не падайте от нашего человеколюбивого государства

10:4021-01-2011
 
ллл
Второй раз перечитываю, пытаюсь понять, что это:
"Тем не менее, на мой взгляд, уменьшение объема текста приведет к неполному регулированию образовательных отношений, и в целом текст получился достаточно читаем не только для юристов."
Это он указывает на недостатки или на достоинства законопроекта?
Дальше.
Пять лет они его писали. Трудились, не покладая рук, значит.
Зато с мая (как на обсуждение вынесли) внесли 600(!) поправок.
Может, стоило с самого начала спросить (привлечь) людей, которые под этим законом будут непосредственно работать? Преподавателей, ректоров, директоров (школ), родителей?
Сам текст сократили практически в два раза (если не ошибаюсь)!
Пять лет писали, додумались - убрать домашнее образование (экстернат), сделать обязательным дошкольное (и это при острейшем дефиците детсадиков, не говоря уже об идиотизме подобной мысли)! Это что такое вообще? И это только один пример.
Слушайте, они ведь за это деньги получают, это их работа - законы писать! Что же это за работа такая, ко

10:4121-01-2011
 
ллл
Слушайте, они ведь за это деньги получают, это их работа - законы писать! Что же это за работа такая, которая никого не устраивает, которую надо переделывать по десять раз?!
Работнички!

13:3121-01-2011
 
Gurza
10:40 21-01-2011 ллл
ты текст законопроект после поправок вообще читал? есть там и домашнее обучение и экстернат и еще много чего, кроме того текст разрабатывался с учетом ректоров, директоров, преподавателей, именно они в первую очередь инициаторы всего этого дела, но всем не угодишь, поэтому то что нравится одним из этой категории не нравится другим и они начинают возмущаться, что их мнение не учитывают, да, и про здравый смысл тоже не надо забывать...

что не понятно во фразе, которую ты понять не можешь, я не понимаю )))
однозначно там написано что это достоинство, раз закон несмотря на свой объем достаточно "читабелен"

То что вносятся поправки и закон пишется не только специальными людьми, но и при этом мнение населения рассматривают, это тоже плюс, как я думаю, ну а то что долго все это - это хоть и минус, с другой стороны как говорят: "Семь раз отмерь..."

А чужие деньги считать не надо, ты ведь не в курсе сколько и за что они получают, может там оплата за результат...

15:1421-01-2011
 
ллл
1. Если вы не поняли, я еще раз скажу:
эту муть они писали ПЯТЬ лет, и только после публикации своего шЫдевра, после того, как люди возмутились и стали буянить, они ВДРУГ поняли, что стОит оставить эту норму (экстернат и домашее дошкольное).
2. "Тем не менее, на мой взгляд, уменьшение объема текста приведет к неполному регулированию образовательных отношений, И в целом текст получился достаточно читаем не только для юристов."
Если это достоинство, следовало бы сказать "но" вместо "и" (мы сократили, регулировать будем хуже, но зато стало понятно, чего мы там 5 лет вымучивали).
3. "Мнение населения" - ну-ну. "Закон о полиции" , дубль два. Все учли, семь раз отмерили, всех выслушали и послали.
3. Это не чужие деньги!
Это мои и ваши деньги.
Если у них "оплата за результат", то их там через одного сажать надо с конфискацией, так как их "изобридеи" проваливаются в 9 случаях из 10, ухудшая все, что только можно ухудшить, и даже что нельзя.

15:3121-01-2011
 
ллл
Продолжим.
"но всем не угодишь, поэтому то что нравится одним из этой категории не нравится другим"
Мои дети уже выросли. Им скоро в вуз поступать. И меня, по идее, не очень-то волнует, что там будет с дошкольным образованием. В отличие от тех, у кого дети мелкие еще. Наши интересы тут никак не пересекаются.
Еще вопрос. Кому может так помешать наличие экстерната (не так уж много детей у нас таким образом получают образование) или то, что не ВСЕ дети дошкольного возраста посещают детсады? С интересами какой группы людей это вступает в противоречие? (Единственный вариант, который мне в голову приходит - чтобы все были "под присмотром" партии, и развивались и образовывались в нужном русле)
И, опять -таки, пять лет думали-думали, надумали про "всеобщее обязательное дошкольное" - а реализовывать как? (то есть, как обычно у нас) Они за это время садики бы что ли постороили, чтобы разместить всех желающих на данный момент, а потом бы уже и за "нежелающих" взялись. Или внов

15:3921-01-2011
 
ллл
Или вновь воскресили чудную идею понапихать малышню в школы (и это при том, что сами школы закрывают под разными предлогами)?

И это только ОДИН пункт из этого законопроекта.

Впрочем, о чем можно говорить, когда у нас такой чудный министр образования...

Вы знаете, недавно разговаривала с классной руководительницей сына. Говорит, что после Нового года будет получать еще меньше - порядка 10 тысяч.

И закончу своё выступление :) цитатой из статьи:

"Да, безусловно, я считаю, что у законопроекта есть все шансы на то, что он станет прорывом в образовательном законодательстве РФ, положительная динамика прослеживается по всем статьям..."

23:3020-04-2011
 
Читатель
Аллен Даллес.
Аллен Даллес (1893-1969 гг.) работал в ЦРУ США с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 гг. руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Идеолог «холодной войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран.

Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь и оболванивание и одурачивание людей!

Человеческих мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

23:3020-04-2011
 
Читатель
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

23:3120-04-2011
 
Читатель
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.

23:3120-04-2011
 
Читатель
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.

Вот так мы это сделаем!

А. Даллес.
«Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.


Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости