до юбилея
345 дней
 
Минфин перепутал свой кошелек с государственным

Минфин перепутал свой кошелек с государственным

В стране и миреПолитика
Ведомство предлагает лишить депутатов права хоть как-то влиять на принятие федерального бюджета

«Парламент – не место для дискуссий». Похоже, если эта фраза и исчезла из лексикона российских политиков после того, как изрекший сей афоризм Борис Грызлов перестал быть спикером Думы, то ненадолго. В частности, сделать его своим девизом готово министерство финансов, которое считает, что нечего депутатам думать над проектом бюджета. В смысле, обсуждать его. Ведомство рекомендует парламенту принимать документ без обсуждения – просто ратифицировать его и все. Или не ратифицировать, т. е. отклонять, но внутри ничего не трогать, текст не перекраивать.

Именно такие поправки в Бюджетный кодекс обсуждались вчера на заседании фракции «Единая Россия», сообщает «Газета.ру», получившая информацию об этом от трех народных избранников. Депутаты, как нетрудно догадаться, выступили против добровольного урезания своих полномочий, но ведомство, давно выступающее за принятие такого порядка вещей, вряд ли откажется от мечты и будет гнуть свою линию дальше.

Эксперты не исключают, что Минфин сможет убедить депутатов хоть частично отказаться от своих прав. Если это произойдет, правительство получит оперативный простор для правки бюджета в условиях кризиса.

Сейчас проект бюджета вносится на рассмотрение депутатов правительством и проходит утверждение в трех чтениях: сначала одобряются его основные параметры, потом – доходные и расходные статьи. До 2005 года было еще строже: бюджет принимался в четырех чтениях. Сейчас четвертого чтения нет, зато есть неофициальное «нулевое», в ходе которого Минфин договаривается с правящей партией о ключевых параметрах документа. Это задумано для того, чтобы уменьшить возможность оппозиционных партий влиять на бюджет при его официальном рассмотрении.

Но даже такая процедура не устраивает Минфин: он хочет исключить присутствие чужих пальцев в своем, как он считает, кошельке. Идеальной ему видится картина, когда бюджет принимался бы как международные договоры – путем ратификации, чтобы роль Думы сводилась к принятию либо отклонению документа. Обсуждение тоже допускается, но только такое, которое не могло бы менять текст и цифры.

Предложение Минфина стояло отдельным пунктом в повестке собрания фракции «Единой России» в понедельник, рассказал один из участников заседания: «Мы были вынуждены обсудить эту проблему наряду с приоритетными законопроектами, которые предстоит обсудить Госдуме в осеннюю сессию».

Инициатива, исходящая от Минфина, оказалась вброшенной на неподготовленную почву и на ней зачахла. «Людей, которые поддержали бы ее, просто не было», – сообщил депутат, близкий к руководству Думы. Другой депутат оценил ситуацию аналогичным образом: «Минфин считает бюджет своим кошельком, и ему не нравится, что законодательная власть вправе распоряжаться им, исходя из своего представления о прекрасном». Во время работы Думы предыдущего созыва, рассказал он, была та же история.

Устремления депутатов прямо противоположны минфиновским: они хотят увеличить свое влияние на процесс принятия бюджета. Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров не стал комментировать итоги закрытого заседания фракции, но ранее он не раз заявлял о необходимости «усиления роли парламента» как на стадии принятия бюджета, так и на стадии его реализации – за счет усиления парламентского контроля.

При обсуждении в третьем чтении проекта бюджета – 2012-2014 в мае этого года Макаров сказал: «Мы считаем, что должны быть внесены необходимые изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят принимать следующий бюджет уже по новым правилам. Эти правила действительно включат контроль депутатов за эффективностью расходов каждого рубля из бюджета».

Минфин же вовсе не грезит о таком контроле и предлагает ликвидировать даже тот, что имеется сейчас. Справедливости ради надо заметить, что в мире действительно есть страны, в которых парламент только ратифицирует бюджет. Как правило, это парламентские республики, где министры могут быть депутатами и где депутаты назначают правительство. У нас же нет ни первого, ни второго. Обсуждение бюджета является единственной возможностью наших депутатов как-то влиять на правительство, и если ее отнять, ничего не останется, кроме чисто формальных и не очень частых отчетов министров в Думе.

«В нашей ситуации парламент не влияет на министров, мы их не назначаем. Единственный рычаг, который есть у нашего парламента, – это контроль над бюджетом, возможность поменять любую цифру в бюджете», – говорит депутат Госдумы от «Справедливой России», первый зампред комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Более того, если Госдума потеряет право давать санкцию на расходование средств налогоплательщиков, это фактически будет означать изменение Конституции в части разделения полномочий между ветвями власти, уверена Дмитриева. Публичное рассмотрение бюджета, считает Дмитриева, помимо всего прочего, является эффективным инструментом борьбы с коррупцией.

Инициатива Минфина в случае ее прохождения способна низвести влияние Госдумы на внутреннюю политику на еще более низкий уровень. «У нас и так в последние годы Госдума только штамповала бюджет, но какие-то поправки, корректировки вносились, что-то пытались делать. Но к этому шло дело – все эти нулевые чтения, переносы и сокращения сроков рассмотрения», – говорит партнер ФБК Игорь Николаев.

С другой стороны, возможно, Минфин и не рассчитывает на столь масштабные уступки со стороны Думы, а попросил их, чтобы добиться куда более скромных целей, исходя из старой тактики «проси больше – получишь меньше». Эксперты этого не исключают и высказывают предположение, что речь может идти о ст. 212 Бюджетного кодекса, где регламентируется правка уже принятого бюджета.

Сейчас правительство обязано вносить в Госдуму предложение об изменении параметров бюджета, если поступления в него оказались на 10% ниже запланированных. При обратной картине, когда доходы превышают прогноз на 10% и более и Минфин не дал никаких предложений по их расходованию, предлагать, как их потратить, может любой, кто обладает правом законодательной инициативы, включая каждого депутата. Но если сдвинуть планку с +10 до +20%, это даст дополнительную свободу действиям правительства накануне ожидаемого всеми финансового кризиса. За это и идет реальная борьба.

Вступайте в группу Новости города Новокузнецк в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Александр Романов
km.ru

всего: 604 / сегодня: 1

Комментарии /1

14:2012-09-2012
 
 
Читатель
слишком длинно

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире